$39.60 €42.27
menu closed
menu open
weather +8 Киев

Фесенко: Может, Европа и нагибает Украину, но пока не нагнула. Мы стали говорить европейцам "нет", хотя раньше не решались G

Фесенко: Может, Европа и нагибает Украину, но пока не нагнула. Мы стали говорить европейцам "нет", хотя раньше не решались Владимир Фесенко: Предложение отказаться от Минских соглашений – эмоционально очень красивое, но что дальше, какие последствия? Иногда надо выбирать меньшее зло
Фото: Valeriy Tertychka / Facebook

Главы МИД Франции и Германии Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер приехали в Украину ради собственных внутриполитических интересов, хотят побыстрее закрыть вопрос Донбасса и показать своим избирателям: "вот, мол, какие мы классные миротворцы, можем на Нобелевскую премию мира претендовать", заявил "ГОРДОН" политолог Владимир Фесенко.

За последние полгода украинская дипломатия "стала жесткой, нарастила мышцы" и научилась говорить "нет" европейским политикам, с которыми ведет переговоры по урегулированию военного конфликта. Такое мнение в комментарии "ГОРДОН" выразил украинский политолог, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

"Разговоры о том, что Европа "нагибает" Украину в выполнении Минских соглашений, я слышу уже два года. Может, Европа и нагибает Украину, но пока не нагнула. Более того, за последние полгода позиция украинской дипломатии стала более жесткой, мы стали говорить европейцам "нет", хотя еще в прошлом году на такое не решались. Мы поняли: нельзя быть игрушкой в чужих руках, надо жестко отстаивать свои интересы", – заявил Фесенко.

Политический аналитик отметил, что визит в Украину глав МИД Франции и Германии Жана-Марка Эро и Франка-Вальтера Штайнмайера с требованием принять законы о так называемом особом статусе Донбасса, а также о выборах на этой территории – ничто иное, как попытка конкретных европейских политиков решить "свой интерес".

"Европа – это очень разные политики, а не только Эро и Штайнмайер. У глав МИД Франции и Германии вообще свой политический интерес, они хотят побыстрее закрыть украинский вопрос и преподнести это как собственный успех: вот, мол, какие мы классные миротворцы, можем на Нобелевскую премию мира претендовать. В 2017 году во Франции будут выборы президента, в Германии – в Бундестаг, именно потому Эро и Штайнмайер торопятся, хотят использовать закрытие украинского вопроса как аргумент собственной политической состоятельности. Это их интерес, но у нас свой. По моей информации, и Порошенко, и украинские парламентарии дали понять главам МИД Франции и Германии: ваш сценарий не работоспособный. Кроме того, самый влиятельный европейский политик Ангела Меркель недавно сказала: "Переговоров об Украине без Украины не будет", – подчеркнул Фесенко.

Политолог убежден, что больше никаких односторонних уступок со стороны Украины в выполнении Минских соглашений не будет.

"Дело не только в том, что Украина нарастила дипломатические мышцы. Во-первых, мы теперь действуем более реалистично, накопили трудный опыт, убедились, что не всегда наши западные партнеры выполняют взятые на себя гарантии, например, по Будапештскому меморандуму. Так что никаких односторонних уступок со стороны Украины в выполнении Минских соглашений больше не будет. Во-вторых, обе стороны конфликта – Украина и Россия – видят, что сейчас переходная ситуация. 8 ноября в США пройдут выборы, в январе 2017 года там будет новый президент. Тогда зачем торопиться в подписании каких-то соглашений, вдруг ситуация поменяется?" – объяснил Фесенко.

Глава Центра прикладных политических исследований настаивает, что альтернативы Минским соглашения пока нет, и что "иногда надо выбирать меньшее зло".

"Идет сложная дипломатическая война, любая ошибка будет иметь серьезные последствия. Простые украинцы не различают нюансов, но меня удивляют политики, журналисты, эксперты, выступающие за отказ от Минских соглашений. Но именно это выгодно в первую очередь России. Не выходить из минских переговоров, использовать весь дипломатический инструментарий, но при этом не идти ни на какие принципиальные уступки, которые противоречат интересам Украины, – это сейчас самая оптимальная, на мой взгляд, политическая линия. Односторонний отказ от Минских соглашений ничего не принесет Украине, кроме проблем. Это тут же используют Кремль и пророссийские политики в Европе, чтобы потребовать снятия санкций с России. Предложение отказаться от Минских соглашений – эмоционально очень красивое, но что дальше, какие последствия? Иногда надо выбирать меньшее зло. Сегодня это продолжение переговоров в рамках "Минска", пусть и без конкретных результатов. Но лучше переговоры, чем война", – подытожил Фесенко.

14 сентября с официальным рабочим визитом в Украину приехали глава МИД Франции Жан-Марк Эро и глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Европейские дипломаты встретились с президентом Украины, премьер-министром и народными депутатами, а также посетили Славянск и Краматорск.

Во время встречи с премьер-министром Владмиром Гройсманом Эро заявил, что Верховная Рада Украины должна рассмотреть и принять законы о так называемом особом статусе Донбасса ("Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей"), а также о выборах на этой территории.

Проведение выборов на Донбассе предусмотрено Минскими соглашениями. Однако их проведению должно предшествовать полное прекращение огня, отвод техники, а также освобождение заложников и восстановление контроля над линией государственной границы. Ни одно из этих требований не выполнено.

Изменение Конституции Украины до конца 2015 года также было одним из согласованных в Минске в феврале пунктов соглашения по урегулированию конфликта. В августе 2015 года украинский парламент принял в первом чтении законопроект об изменении Конституции в части децентрализации, предполагающий "специфический порядок" осуществления местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, которые определяются отдельным законом. При этом украинские власти заявляли, что этот закон не будет работать, "пока оккупационные российские войска находятся в Украине".