$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +4 Киев

Директор Amnesty International в Украине: Роту "Торнадо" ликвидируют, но это не решает проблему, ведь есть и другие G

Директор Amnesty International в Украине: Роту "Торнадо" ликвидируют, но это не решает проблему, ведь есть и другие Татьяна Мазур: Противодействию военным преступлениям помогло бы присоединение к юрисдикции Международного уголовного суда
фото: Tanya Mazur / Facebook

Начало расследования действий бойцов роты МВД "Торнадо" – это первая стадия, но отчитаться о том, что были возбуждены уголовные дела, мало. Общество должно знать, как проводятся расследования, информация об этом должна быть открытой, считает директор международной правозащитной организации Amnesty International в Украине Татьяна Мазур.

Власть должна не просто рапортовать об открытых уголовных делах против бойцов роты МВД "Торнадо", а комплексно решать проблему военных преступлений, считает директор международной правозащитной организации Amnesty International в Украине Татьяна Мазур. Об этом она сказала в комментарии изданию "ГОРДОН"

"С точки зрения правозащитных стандартов и международного гуманитарного права ситуация с поведением бойцов "Торнадо", если брать то, что говорят масс-медиа, – это грубое нарушение. Это военные преступления. С одной стороны, радует, что есть реакция правоохранительных органов на эти случаи. И вроде как ведется расследование. Очень надеемся, что оно будет эффективным. Но начало расследования – это только одна стадия, а вот то, как оно дальше будет проводиться, – это ключевой момент. Правозащитники зафиксировали аналогичные нарушения в зоне АТО, говорили о них в нашем последнем отчете "Сломленные тела". Есть факты пыток, жестокого обращения с пленными. Все это – военные преступления. Мы не можем сказать, насколько это системно, но такие случаи есть и они распространены", – отметила Мазур.

По ее мнению, информация о ходе расследования военных преступлений должна быть открытой.

"Хотелось бы, чтобы власть и правоохранительные органы реагировали не только точечно, на какие-то одни сообщения, а комплексно пытались решить эту проблему. Важно не только отчитаться о том, что были возбуждены уголовные дела, а также отчитаться, как были проведены расследования, учитывая, конечно, тайну следствия, все процессуальные моменты. Общество должно понимать, что происходит с этими делами, эта информация должна быть открытой", – сказала правозащитница.

Она считает, что Украине могли бы помочь международные правовые структуры. 

"Четким сигналом готовности Украины противодействовать военным преступлениям и безнаказанности за них была бы ратификация Римского устава и присоединение к юрисдикции Международного уголовного суда, который занимается расследованием самых тяжких преступлений, геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, но на условиях комплементарности. Это означает, что если украинская правоохранительная система не желает или не способна с этими преступлениями справляться, тогда вступает в силу международный механизм. Это последняя инстанция. Если бы Украина присоединилась, был бы четкий сигнал: "Мы знаем, у нас есть проблемы, но мы готовы с ними справляться и противодействовать", – говорит Мазур.

Она отметила, что правозащитники фиксируют военные преступления и хотели бы, чтобы власть отреагировала на обращения.

"Правозащитники тщательно наблюдают, в нашем отчете мы упомянули большое количество дел. Сейчас мы заканчиваем наше обращение в СБУ. Надеемся, что и по нашим делам мы получим реакцию. Но подчеркиваю: не только по нашим, а вообще хотелось бы, чтобы это была система, адекватная реакция власти на такие случаи. Эти случаи – ситуация с "Торнадо", еще информация о двух женщинах, которых убили в Луганской области, – они не единственные. В масс-медиа были описаны нарушения, но насколько к ним причастны сотрудники того же "Торнадо", надо выяснять", – сказала правозащитница.

Она уверена, что МВД должно провести проверку других добровольческих подразделений.

"Если нарушения были в структуре МВД или в любой другой государственной структуре, нужно мыслить системно и действовать на опережение. Нужно сразу же провести проверку абсолютно всех других структурных единиц. Нужно проводить четкий инструктаж и говорить, что пыткам не место, и любое выходящее за рамки закона насилие будет караться", – сказала Мазур.

По ее мнению, бороться с военными преступлениями нужно комплексно.

"Очень важный момент, насколько сможет сейчас отреагировать система.  Аваков заявил, что батальон ликвидируют. Но это не решает проблему, ведь есть и другие. Точно так же, как, например, ликвидировали "Беркут", то есть название убрали, чтобы оно не раздражало общество, но персональный состав остался и дальше служить. Это не решение проблемы. Решение проблемы должно быть комплексным. Важно, как будет реагировать МВД, проведет ли оно проверку других подразделений, даст ли четкие установки, что подобное поведение будет наказываться. Весь мир сейчас следит за действиями Украины. Если страна будет достойно действовать даже в условиях конфликта, то мы не лишимся международной поддержки. А если Украина будет грубо нарушать международное право и дальше, я предполагаю, что у коллег из международного сообщества могут возникать большие вопросы, в том числе и по поддержке Украины", – говорит правозащитница.

Борьба с батальонами: противодействие мародерству или попытка скрыть контрабанду?

18 июня глава МВД Арсен Аваков подписал указ о расформировании "Торнадо" (бывший батальон "Шахтерск"). По его словам, задержанный накануне командир Руслан Онищенко и семь бойцов роты обвиняются в незаконном лишении свободы, содержании, похищении и истязании местных жителей. Аваков заявил, что начато служебное расследование в отношении спецподразделения.

Вместе с тем, в самом "Торнадо" критику в свой адрес связывают с обнародованием бойцами роты фактов коррупции и контрабанды в зоне проведения антитеррористической операции, к которым может быть причастно высшее милицейское руководство Луганской области.

В ночь на 19 июня в город Северодонецк Луганской области для урегулирования ситуации с ротой "Торнадо" прибыла комиссия МВД Украины, созданная по приказу министра внутренних дел Арсена Авакова.