$39.60 €42.27
menu closed
menu open
weather +9 Киев

Кантор: Такого тотального вранья, как в России 2015 года, не было никогда

Кантор: Такого тотального вранья, как в России 2015 года, не было никогда Кантор: 2015-й был годом феноменального вранья
Фото: Maxim Kantor / Facebook
Ложь стала в России доминирующей культурной, социальной и исторической силой, считает российский художник и писатель Максим Кантор.

2015 год стал в России годом феноменального вранья. Такое мнение высказал российский художник и писатель Максим Кантор в статье, опубликованной на сайте Aboutru.

"На моей памяти не было такого времени, чтобы ложь была объявлена основой всех логических конструкций. В уходящем 2015 году ложь стала в России доминирующей культурной/социальной/исторической силой", – написал он.

Писатель отметил, что характерным оправданием для россиян стал аргумент, что все и везде врут.

"Все действительно регулярно врут. Кто больше, кто меньше. Но такого тотального вранья, как в России 2015 года, не было никогда. Ни во время Брежнева, ни во время Клинтона, ни во время Даладье. Просто – никогда", – подчеркнул Кантор.

В качестве примера он привел огромное количество фальшивых высказываний великих людей о России, появившиеся в соцсетях. Также он привел лживое утверждение, что крепостное право на Руси ввели позже, нежели в Европе, и потому та была свободнее прочих стран.

"Крепостное право в России пришло на смену полному бесправию. До крепостного права в России было холопство, рабское состояние, при котором жизнь раба принадлежала хозяину полностью. Крепостное право было отменено позже, нежели в иных странах (лишь три княжества в Германии задержались с отменой, и то не до российских сроков, и, разумеется, крепостная зависимость была значительно меньшей). В этом отношении Россия –- самая бесправная страна из европейских", – подчеркнул он.

Также он привел миф о том, будто русская классическая литература всегда поддерживала войны и империю.

"Это ложь. Русская классическая литература была против российского империализма. Именно в этом, в гуманизме поверх империалистических интересов, и состоит миссия русской литературы. Маяковский, Герцен, Чаадаев, Толстой, Лермонтов, Некрасов, Чернышевский, Белинский, Цветаева, Мандельштам были осознанно против империализма и против империалистических войн. За империалистическую войну выступали Достоевский (осознанно) и Пушкин (об империи писал рассеянно, поскольку твердых взглядов не придерживался и писал разное – то за империю, то против", – пишет Кантор.

Он добавил, что русская литература и литература в целом неоднородна. Поэтому приводить ее к одному знаменателю некорректно. Также писатель раскритиковал миф о том, что Россия возвращается к социалистическому СССР.

"Это ложь. Россия возвращается к империи. Социализм и империализм несовместимы. Выражение "левая империя", которое часто употребляют патриоты, – безграмотно и бессмысленно. Все, что произошло в России сейчас, – есть убийство социалистической идеи в принципе. Расслоение классов в сегодняшней России небывалое даже для Латинской Америки", – продолжил он.

Писатель отметил, что вместо социализма в путинской России построен шаткий феодализм, который не держится на натуральном хозяйстве феода. Он также опроверг распространяемое в РФ утверждение, что "пролетариатом" может стать любой класс, который в силах сменить существующий порядок вещей.

"С точки зрения теории это положение критики не выдерживает. Власть в стране может взять армия, но армия – не пролетариат. Власть в стране может взять ГБ (в России так и произошло), но ГБ – не пролетариат", – заявил Кантор.

Он также высказался критично по поводу рассказов о "русском мире" как о вечной культурной данности.

"Существовал мир Древнего Египта и Древней Греции, но сказать, что современная Греция есть носитель духа Гомера, было бы самонадеянно. Ничто не живет вечно: ни нейлоновые носки, ни русский мир. Все портится – даже Древний Рим, в коем достижений было поболе, нежели в России, пал. Современный русский писатель-патриот и современный чиновник-милитарист не имеют отношения ни к Толстому, ни к Рублеву, ни к Чернышевскому, ни – даже! – к Надсону. Сумеет ли Россия доказать свою духовность не путем диверсионных войн и агрессивных речевок – но работой на благо социума, это большой вопрос", – подчеркнул писатель.

Он также отметил, что одной из новых российских сказок стал рассказ о строительстве новой государственности на Донбассе силами невежественных люмпен-пролетариев. Также в РФ распространяется миф о многополярности, как о цели развития человечества.

"Часто говорится о том, что в Украине – фашизм. Это неправда. Фашизм есть строй, предполагающий однородную, однопартийную диктатуру – чего в неорганизованной Украине и в помине нет. Драки в парламенте – это мало похоже на фашизм; на Гуляй-поле, к сожалению, похоже. Но байка про фашизм – не полностью ложна. В мире сегодня действительно существует страна, в которой построена фашистская модель общества. В этой стране государство полностью представляет народ, а национальный лидер полностью представляет государство. В этой стране властвует идея национального величия. В этой стране инакомыслящих называют пятой колонной. В этой стране принят лозунг "пушки вместо масла". Эта страна грозит миру и желает расширения границ. Это фашистское общество. И данная страна таким положением дел гордится. Эта страна – Россия", – подытожил Кантор.