$39.58 €42.26
menu closed
menu open
weather +13 Киев

Туберкулезный Киев: врачи говорят правду G

Туберкулезный Киев: врачи говорят правду Украинские врачи стараются не говорить о туберкулезе. Некоторые из них считают, что приближается катастрофа
Фото: megafile.ws

Живущие в столице автоматически попадают в группу риска: хоть это и стараются держать в секрете, но фтизиатры испуганы ростом заболеваемости и смертности от туберкулеза. Последние события и вовсе грозят превратить ситуацию в катастрофу. Поскольку власти пока ничего не предпринимают, единственный выход – научиться не дышать.   

Киев со своим центром притяжения, влекущим искателей перспектив, скоро станет опасным местом. Дело не в разгуле преступности, а в туберкулезе, который уже сейчас рискует подцепить любой оказавшийся в этом человеческом муравейнике с умножающимися обитателями. В отличие от СПИДа, для инфицирования туберкулезом не нужно предпринимать специфических усилий: можно перестать радовать себя пороками, прекратить визиты в зубной и маникюрный кабинеты, даже не иметь дела с донорами, но дышать себе не запретишь.

ДЕЛО ВРАЧЕЙ

Туберкулез – "стратегическое" заболевание, о котором в Украине принято молчать; внутри клана врачей на этот счет существует своеобразный обет неразглашения, введенный приказом сверху. Время от времени прорывавшиеся в СМИ сенсационные сведения под заголовками "у нас эпидемия чахотки" быстро заглушались спокойными статистическими данными; следовали опровержения специалистов.

Однако сейчас в среде столичных фтизиатров зреет бунт: пока они не готовы раскрывать своих имен, однако сообщили Gordonua.com любопытные сведения. Мы пообещали сохранить инкогнито наших собеседников, непосредственно занятых лечением туберкулеза.

"Правду о туберкулезе стараются держать за семью печатями, – говорит один из них, который как-то участвовал в скайп-совещании еще с прошлым министром здравоохранения. – И нам сказали, что если кто-то посмеет выступить, что в Украине эпидемия туберкулеза, – лишится места".  Со сменой власти в стране опасения лишиться места остались, этим и объясняют врачи свою осторожность. С другой стороны, они, по их выражениям, не желают оставаться соучастниками чуть ли не преступлений против человечности.

Ниже – текст, написанный автором после общения с несколькими осведомленными киевскими фтизиатрами, хорошо известными друг другу: в этом узком кругу все прекрасно друг друга знают.

НАЧАЛО  

Противотуберкулезная служба в СССР была организована на заре советской власти.  Она сохраняла свои функции до последнего времени, поэтому в Украину мультирезистентный туберкулез (устойчивый к лекарственным препаратам) пришел довольно поздно. В отличие от других стран, у нас лечили по "приказу": больные получали определенное количество препаратов на определенном промежутке времени, этой жесткой схемы придерживались все врачи. В конце 80-х – начале 90-х годов заболеваемость туберкулезом была столь низкой, что выпускники медвузов отказывались идти во фтизиатрию, боясь остаться без работы. Казалось, что туберкулез побежден; заведения для его принудительного лечения закрывались, денег выделялось все меньше. И ни в российском специализированном журнале "Туберкулез", ни в украинской "Фтизиатрии" не писалось, что, оказывается, набирает обороты мультирезистентный туберкулез: возбудитель мутировал и возникли устойчивые формы болезни. Сработало стечение многих накапливающихся факторов. Например, в Юго-восточной Азии находятся очаги природно-устойчивого туберкулеза. В определенный исторический момент, связанный с конфликтом на Китайской восточной железной дороге, оттуда начали возвращаться советские военнослужащие. Сначала они оказывались в Казахстане, затем – в лагерях ГУЛАГа. Потом начались амнистии.

СТАТИСТИКА ВРЕТ

Сегодня в Киеве из всех заболеваний туберкулезом, выявляемых у пациентов впервые, более чем в 50% случаев речь идет о мультирезистентной форме – это неофициальные данные, основанные на личных наблюдениях одного из собеседников Gordonua.com. Его коллега рассказал о таком факте. Среди убитых на Майдане в февральские дни были опознаны три пациента туберкулезной больницы в Гостомеле. Они ушли оттуда накануне тех событий, у всех троих была открытая форма легочного туберкулеза.

Заразиться становится все проще, при этом далеко не все случаи заболевания отражает статистика. "Есть модная тенденция, – говорит Gordonua.com фтизиатр, – считается, что заражаются при тесном семейном контакте, когда создается высокая концентрация возбудителя в помещении. Но тогда заражались бы только внутри семей. Я вижу на своем участке, как у меня растет заболеваемость. Если больной без прописки, он регистрируется, но учетная форма №30 на него не заводится и, соответственно, нашими специалистами-статистиками не учитывается. Решить проблему призван единый электронный реестр. Год пытаемся его вести, но там редкая путаница. Бывает, один случай  многократно дублируется, а бывает наоборот – вообще не учитывается и не попадает в статистику".

Говоря о фактическом населении Киева, этот специалист называет удивительную цифру: 10 миллионов. Именно столько человек, по его оценкам, находилось в Киеве в конце декабря– начале января. На это невероятное, колоссальное значение (ведь везде утверждается, что население столицы – примерно 3 млн) вышли, анализируя сведения из поликлиник города о количестве обслуживаемых. Даже если предположить ошибку в 50% – все равно получается астрономическое для Киева число. "Статистика настолько расходится с реальностью! – говорит врач. – В прошлом году в  одном из отделений, где лежат больные, активные бактериовыделители, из 19 смертных случаев зафискировано 10 от туберкулеза –  вот это и пошло в статистику, а остальные – от других причин. Но от туберкулеза умерли они все! Статистическая картина получается искаженной. На статистический учет берутся только прописанные в Киеве".  

Коллега этого врача свидетельствует: "Статистика не отвечает действительности, это двойная бухгалтерия. Число больных колоссально растет, и смертность растет безумными темпами. Только в прошлом году у нас в Киеве было 99 смертей больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ, но все они не попали в графу смертности от туберкулеза!"

Физиологический момент: возбудители туберкулеза могут жить в организме, не вызывая заболевания. Но когда человек взвинчен, недоедает, недосыпает – его иммунитет падает, и он становится легко уязвимым. В первую очередь от этой болезни страдают люди, чей иммунитет ослаблен: например, ВИЧ-инфицированные.  

1. Туберкулез. Заболеваемость в Киеве, количество заболевших на 100 тыс. населения* 

2012 год………41,2
2013 год……...52,5
_____
Рост на 27%

2. Туберкулез + ВИЧ. Заболеваемость в Киеве, количество заболевших на 100 тыс. населения*

2012 год…….8,2
2013 год……12,2
_____
Рост на 49%

3. Туберкулез. Заболеваемость в Украине, 2013 год, количество заболевших на 100 тыс. населения*

Значение, полученное практическим путем…….67,9
Значение, полученное расчетным путем………..89
Врачи объясняют разницу тем, что около 20% случаев НЕ ДИАГНОСТИРУЮТСЯ

                                 

                                                       *данные неофициально предоставлены фтизиатрами

ПЛЮС КРЫМ И ЮГО-ВОСТОК

В свете последних событий ситуация грозит усугубиться, и вот в чем дело. Крым и юго-восток страны всегда отличались самой высокой заболеваемостью туберкулезом, в том числе и его мультирезистентной формой. Врачи утверждают, что на карте страны бунтующие районы совпадают с ареалами наибольшей распространенности этой болезни. "Из этих районов сейчас будет огромная миграция населения, – говорит один из наших собеседников. – Поедут туда, где есть шансы получить работу и затеряться. К тому же, сейчас идут амнистии, а тюрьмы всегда были рассадником туберкулеза. Все эти люди хлынут в Киев, который за полгода потерял большое количество фтизиатров (об этом – чуть ниже). Грядет большая катастрофа".

Известно, что, например, в Центре СПИДа получено распоряжение: если будут обращаться беженцы – обследовать всех, даже если у них нет документов. А вот непроверенная информация, касающаяся Крыма. "Мы, фтизиатры, все друг друга знаем, – рассказывает доктор N. – В Крыму, куда мы отправляли пациентов в санатории, есть и обычные противотуберкулезные диспансеры. И там, и там работают наши коллеги. Они говорят, что новые власти полуострова запрашивают сведения о состоящих на учете. И мы не исключаем того варианта, что их ждет принудительная депортация, причем депортировать их будут не в Россию, а на материковую часть Украины. Об этом никто не хочет сейчас задумываться, но это может случиться в любой момент, к этому надо быть готовым, а мы не готовы".

ПОД БУМАЖНЫМ ИГОМ

Теперь – о главном моменте недовольства столичных фтизиатров. По их словам, в условиях массированного наступления туберкулеза существующий порядок не позволяет им работать с надлежащей отдачей. "Мы смогли бы работать как надо, но не давите на нас до такой степени!" – говорят они. Врачи находятся под прессингом бумажного вала. "Безумное количество бумажной работы. 16 документов на одного больного надо оформить. А если нет медсестры?! Берем работу домой, чтобы писать отчеты", – врач жалуется на то, что вместо стетоскопа и тонометра рабочим инструментом стала пишущая ручка. "По сути, мы становимся преступниками, – продолжает его коллега. – с учетом дефицита казны предпринимается масса усилий, чтобы сократить расходы. Курс лечения устойчивого туберкулеза может стоить до $100 000, лечение бесплатное. Поэтому пациентов у нас и снимают с лечения при малейшей возможности".

Фтизиатры говорят, что мешает работать и полная унификация лечебного процесса. "У нас работает автоматизированная система расчета закупок лекарственных препаратов. Все рассчитывает машина, но жизнь и машина – разные вещи. Расчет идет по специальной схеме из утвержденного протокола.  Но в жизни бывает, что у человека непереносимость, аллергия, несовместимость с другими препаратами".  

Еще один момент – невосполняемая утечка кадров. Не только больные не хотят лечиться в нынешних условиях стационаров, но и врачи не хотят работать. Как рассказали собеседники, за несколько месяцев из их системы ушло около двух десятков специалистов. Новые не приходят: боятся заразиться. Мол, игра не стоит свеч. 

                                                                                         ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

.jpg_92 Елена Ещенко, заместитель руководителя Госслужбы по вопросам противодействия социальноопасных заболеваний Фото: dssz.gov.ua

– С 2010 года в Украине наметилась определенная стабилизация заболеваемости активным туберкулезом: она держится на уровне 68 на 100 тыс. населения, что соответствует примерно 30 новым случаям в год. За это время показатель смертности от туберкулеза снизился на 14% – до 14 на 100 тыс. В конце 2013 года под наблюдением находилось 47 тыс. 600 больных активной формой туберкулеза, из них 15 тыс. 500 – резистентными формами.

На низкую эффективность лечения больных с новыми случаями туберкулеза в первую очередь влияет их социальный состав, не предполагающий готовность лечиться. По данным 2013 года, 73% из них составляют безработные, пенсионеры, люди без определенного мести жительства и вернувшиеся из заключения.
В 2013 году только 59% медучреждений, которые предоставляют помощь больным туберкулезом, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. 37% противотуберкулезных учреждений соответствуют нормам инфекционного контроля, в том числе оснащены инженерными средствами контроля.

Штат врачей-фтизиатров фактически укомплектован на 72%, при этом 36% – врачи пенсионного возраста.

Среднегодовое количество больничных коек для больных туберкулезом в 2013 годы составило 21 701. Первый шаг к реформированию системы противотуберкулезной помощи – указ Минздрава 2013 года об утверждении инструкции по расчету оптимального коечного фонда специализированных стационаров. На протяжении 2013 года количество коек сокращено на 1021. Сокращается только тот фонд, что не используется эффективно. При этом отсутствие механизма перепрофилирования средств приводит к уменьшению бюджета противотуберкулезной службы, тогда как она требует значительных вложений. Применение данного указа осложняется принятым законом о моратории на ликвидацию и реорганизацию здравоохранительных учреждений.

Современный международный опыт борьбы с эпидемией туберкулеза показывает, что особо эффективна амбулаторная модель. Ее главная цель – предотвращение формирования и распространения бактерии за счет снижения риска внутрибольничного заражения. Преимуществом амбулаторной модели также является максимальное приближение медицинской помощи к месту проживания больного.