$39.22 €42.44
menu closed
menu open
weather +15 Киев

Le Monde: Три жизни Ходорковского

Le Monde: Три жизни Ходорковского Биография олигарха полна поворотов
Скриншот Le Monde
Французская газета Le Monde исследовала превращения опального российского олигарха Михаила Ходорковского: из советского школьника в нефтяного магната, а затем – в диссидента и героя обычных людей.

В два часа утра 20 декабря 2013 года Михаил Ходорковский открыл глаза, чтобы выйти на свободу и улететь в Берлин, начав свою четвертая жизнь, пишет Серж Мишель в материале газеты Le Monde.

"Михаил Ходорковский, который сравнивает себя с Рокфеллером, человеком и династией, которая контролировала 85% американской нефти, был в то время на вершине своего могущества. Его жизненная траектория напоминает траекторию кометы: сын советских рабочих, он стал богатейшим человеком в России. После он стал наиболее знаменитым заключенным в своей стране", – указывает автор материала.

Жизнь первая: гений бизнеса

Издание рассказывает, что Ходорковский родился в Москве в июне 1963 года. Его родители трудились на заводе "Калибр" в эпоху то была эпоха хрущевской "оттепели". Тем не менее, будущий олигарх стал дитям следующего периода, циничных лет эпохи Брежнева, пишет автор. В химико-технологическом институте Ходорковский помогал секретарю местной комсомольской организации, ведая сбором членских взносов.

После послаблений в экономической сфере при Горбачеве, бизнесмен открыл кафе и начал зарабатывать первый капитал, продавая коньяк, джинсы и научную литературу. В 1987 году его исключили из комсомола, однако его предприятие уже тогда давало хороший доход. После разрешения создания коммерческих банков, Ходорковский создал свой и назвал его "Менатеп". "Очень скоро он начал ворочать большими деньгами", – добавляет журналист.

Жизнь вторая: нефтяной царь

Издание пишет, что в 1995 году банк "Менатеп" завладел нефтяной компанией ЮКОС, которая контролировала месторождение в Нефтеюганске и перерабатывающие заводы в Самаре. Банк купил компанию за смешную сумму в $350 млн, тогда как уже через два года ее биржевая стоимость оценивалась в $9 млрд, удивляется газета.

"Когда прокуратура заинтересовалась деятельностью банка, грузовик с архивными документами загадочным образом утонул в Дубне. В Москве появление кооперативов в период перестройки совпало с формированием крупных мафиозных структур. Чтобы выжить в условиях рэкета, Ходорковский был вынужден вступать в переговоры с бандитами и порой прибегать к их помощи", – отмечается в материале.

Газета напоминает, что в 1998 году МВФ направил в Россию помощь в размере $4,8 млрд долларов, которые так и не достались Москве. "Банк "Менатеп" сыграл свою роль в уводе этих средств", – добавляет корреспондент.

"Именно благодаря этим деньгам Ходорковский дает старт невероятной кампанию по обольщению Запада. В 2000 году он вводит в административный совет ЮКОСа пятерых американцев, поручает счета McKinsey, технику Schlumberger, а пиар – APCO Worldwide", – описывает хронику автор.

"В октябре 2002 года Ходорковский сделал сенсацию на нефтяной конференции в Хьюстоне, предложив сооружение гигантского нефтяного терминала в Мурманске для прямых поставок сырья в США. Другими словами, олигарх начал игру на поле внешней политики. Не случайно ли в июле 2000 года российский президент пообещал отпустить грехи олигархам в обмен на их отказ от политической деятельности? Ходорковский не прекращает бросать вызовы Путину и, по некоторой информации, контролировать около трети депутатов Госдумы. В 2002 году размеры его капитал доходят до $7,5 млрд, он объявляет, что в 2007 году, за год до президентских выборов, он планирует уйти из бизнеса", - добавляет газета.

Жизнь третья: дерзкий заключенный

Le Monde пишет, что война началась 19 февраля 2003, когда Путин собрал в Кремле богатейших россиян, "решив показать, кто в доме хозяин". 

"Ходорковский выступил с речью против коррупции. Это выступление очень не понравилось президенту. В октябре 2003 года Ходорковский был арестован. Два его партнера были арестованы несколькими месяцами ранее. Он знал, чтό ему угрожает, но отказался от эмиграции, в отличие от других олигархов", – напоминает ход событий издание.

Корреспондент пишет, что у олигарха началась "новая жизнь, как искупление". "Его фирма была разрушена, капитал – конфискован, за исключением средств, находившихся за границей. Судебные заседания шли одно за другим. Он завоевал симпатии россиян своими голодовками и дерзкими заявлениями. Из олигарха он стал диссидентом и, будучи диссидентом, превратился в героя для простых людей", – завершает описание метаморфозы Le Monde.