$39.54 €42.05
menu closed
menu open
weather +7 Киев

Пресс-секретарь Amnesty International Ukraine Богдан Овчарук: Единственное, что может помочь этим людям, – это международное давление на Россию

Пресс-секретарь Amnesty International Ukraine Богдан Овчарук: Единственное, что может помочь этим людям, – это международное давление на Россию


Фото: Богдан Овчарук: У нас ограниченные ресурсы, поэтому мы занимаемся только теми делами, которые являются самыми показательными, как в случае с Надеждой Савченко и Олегом Сенцовым. Фото: Bogdan Ovcharuk / Facebook 

– Все эти дела достаточно сложные, поскольку информация по ним ограниченная, а исследовать и проверять ее тяжело. Одно дело, когда наши исследователи выезжают в Крым или Донецк, где могут пообщаться с человеком, свидетелями, правоохранительными органами и медицинскими сотрудниками, и совсем другое, когда человек непонятно каким образом оказывается в совершенно другой стране.

Из тех людей, чьи истории описаны вами, мы занимались делами Надежды Савченко, а также Олега Сенцова и компании – Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Алексея Чирния. Например, в июне по Сенцову мы запускали международную "Акцию срочной помощи": наши сторонники по всему миру – а их около семи миллионов – писали письма властям России с требованием провести расследование относительно сообщений о применении к Сенцову пыток, предоставить ему возможность встретиться с украинским консулом и снять обвинения, которые касаются права на мирное выражение взглядов. Кроме того, мы требовали вернуть этих людей в Крым. Потому что в данном случае, исходя из международного гуманитарного права, страна, которая оккупирует другую, не имеет права как завозить, так и вывозить людей из оккупированной  территории. Эта петиция до сих пор есть на нашем сайте. Ее можно подписывать и таким образом помогать создавать международное давление на Российскую Федерацию, с тем чтобы ее власти освободили или как минимум перенаправили этих людей на территорию полуострова. Дела троих крымчан – Кольченко, Афанасьева и Чирния  идут в пакете с делом Сенцова, они очень похожи, поэтому петиция их тоже касается.

Если говорить о Савченко, то там ситуация намного сложнее. Для нас самым непонятным является то, каким образом она оказалась на территории России. Мы до сих пор ожидаем объяснений от российской стороны. А вот по поводу законности расследования по ее делу, здесь, к сожалению, мы не располагаем полной информацией. Но то, что происходит в России, выглядит так: Савченко пытаются судить за убийство российских граждан на территории другой страны, вне зоны ведения войны. Но если бы она и была причастна к убийству, то судить ее надо было бы на территории Украины, а не в России. Все очень непросто, поэтому в данном деле мы менее активны. Но, безусловно, призываем к тому, чтобы любые обвинения имели под собой правовую основу.

Что касается других описанных вами дел – у нас ограниченные ресурсы. Amnesty International международная правозащитная организация, которая не может заниматься всеми делами. Мы берем только самые показательные, которые демонстрируют тенденцию нарушения прав человека. 

Универсальных рецептов, как помочь всем этим людям, нет. Задействование других стран и международных организаций – это прерогатива адвокатов. Например, в деле Савченко избран путь освобождения через делегацию в ПАСЕ. По другим делам можно обращаться и в Европейский суд по правам человека, и в отдельные комитеты ООН – например, против пыток или незаконного содержания. Но нельзя сказать, что один какой-то путь будет панацеей. Как правило, использовать нужно все методы и инструменты. 

Безусловно, чем большее давление будет на международном уровне, тем лучше. Чем чаще украинские власти будут поднимать проблему этих заключенных на встречах с представителями других государств и международных структур, тем лучше. Все международные площадки, которые можно использовать, Украина должна активизировать. По большому счету, единственное, что может помочь всем этим людям, – это международное давление на Российскую Федерацию. 

Из интервью "ГОРДОНу", 12 января 2015 года