Вот такая музыка.
Национальная общественная телерадиокомпания Украины уведомила, что теперь принимать участие в национальном отборе на международный песенный конкурс "Евровидение 2020" смогут лишь исполнители и коллективы, не дававшие с 2014 года концертов в России.
"Евровидение" я смотрела единственный раз в жизни – в 2005-м. Дело было в Киеве, от Украины выступали "Гринджоли", занявшие в итоге 19-е место из 24 и показавшие худший на тот момент результат за всю историю участия украинских исполнителей. Помню, еле дотерпела до конца – настолько скучным и музыкально невыразительным показался мне этот праздник песни. Хотя наши "Гринджоли" не вызвали у меня такого раздражения, как у многих соотечественников (уж не знаю, на какой результат они рассчитывали и чего ожидали). Ну вышли, потоптались, покричали. Задорно, актуально, вполне себе прикол. Собственно, "Евровидение" и есть прикол. А не прорыв и ярчайшее событие в мире искусства.
В мире искусства к "Евровидению" относятся довольно спокойно, ряд стран в силу различных причин в конкурсе периодически не участвует – из-за отсутствия финансирования, подходящего исполнителя, ситуации в стране и так далее. Ярчайшим событием с некоторых пор "Евровидение" стало у нас.
Каждый нацотбор сопровождается лихорадкой общественного мнения, склоками, сетевыми баттлами, обидами кандидатов. Прецедент этого года, когда после ряда скандалов и обид от Украины никто никуда не поехал, вышел наиболее неприличным. Эту оскорбительную для всех нервотрепку как-то сложно совместить с культурой, и наша буйная реакция на заурядный песенный форум выглядит весьма провинциальной, чтобы не сказать местечковой. Вариант – дескать, благодаря "Евровидению" Украина интегрируется в европейскую культуру, поэтому нам кровь из носу нужно туда попасть, догнать, перегнать, всех победить – не выдерживает никакой критики. Как и неуместно затратное проведение "Евровидения" в Украине в 2017-м.
Вообще вбахивание денег в зрелища на фоне общей проблемности жизни – характерная отрыжка совка. Граждане СССР не всегда могли купить вдоволь хлеба с колбасой, но регулярно получали порцию установленной элементарной радости от "Песни 78", "Голубого огонька" и "Отзовитесь, горнисты!". Не имели возможности посмотреть мир, но над Лужниками взмывал шестиметровый сказочный Миша за кучу денег и улетал в прозрачные небеса, прощаясь с Олимпиадой-80. Весь этот пафосный невроз зрелищ – из тех заповедных времен.
Из тех времен я плохо переношу любые государственные запреты. Я – человек с советским бэкграундом и запрет, особенно культурный, воспринимаю как произвол, насилие, ограничение личных прав и свобод. Но, во-первых, запреты хорошо бы не путать с законами. Во-вторых, запрет – мера временная. В-третьих, запрет, как и закон, все то же дышло – куда повернул, туда и вышло. В-четвертых, все сложно. А в-пятых, у нас пятый год война. Называется гибридная. То есть не для всех. Можно жить в Киеве, Харькове, Львове, Одессе и ее не замечать. И мотаться на заработки в Россию, потому что, несмотря на войну, у нас не разорваны дипломатические отношения и вообще – культурные связи.
По большому счету это вопрос личного выбора – с кем, как и за сколько какие связи поддерживать. Но ровно до тех пор, пока речь идет лишь о тебе. Пока речь о тебе, вертеть дышло можно как угодно. Когда же ты представляешь страну – уже стоп. Это не твой корпоратив, проект, контракт. Не твой компромисс, границы которого ты определяешь самостоятельно. За тобой – страна со всей сложностью текущего момента. И если ты этой сложности не видишь, не замечаешь, не понимаешь, не хочешь понимать, то и не надо выступать от страны. Если война на родине не стала для тебя смыслообразующим фактором, не надо рвать баян от лица родины на европейской сцене. Вот такая музыка.
И все время хочется, чтобы до понимания очевидных вещей общество дозревало эволюционным путем, а не через запреты. Но общество уходит в очередные публичные свары – "чей Крым?" – и дебаты о том, что люди культуры вне политики. Что люди культуры – это такие голуби мира, несущие свет истины, сближающие, объединяющие и примиряющие народы. Почему-то именно артисты все время претендуют на особый статус голубей мира, которых неприлично тревожить острыми вопросами о насущном.
Отстаньте от артиста, пусть поет. Пусть танцует. Пусть приносит смех и радость. Пусть. Это вообще-то их работа. А в остальном у артистов – как у всех. И нельзя быть наполовину беременным творческими планами, а наполовину девственным относительно всего остального. Вот нельзя. И не надо делать вид, что можно. Не надо возвышенно претендовать на особый статус голубя мира, при этом кормиться, как обычный городской, и клевать там, где насыпают. Как заметил наш живой классик: "Подробности не надо пропускать. Не надо чай на кирзе настаивать – потравим друг друга окончательно".
Источник: "ГОРДОН"