Макрон стратил
По сети уже несется гвалт о "покупке" у Франции 100 истребителей Rafale и систем ПВО SAMP/T. Причем часть комментариев – с недоумением: мол, а как же Gripen? А куда девать F-16? Россияне, естественно, пытаются высмеять.
Тут вот какое дело. Подчеркиваю: это не информация, это гипотеза.
На поверхности – как минимум три обстоятельства, поясняющих логику данной декларации Зеленского и Макрона.
Украине нужны сотни боевых самолетов разных типов. В идеале – штук 500, учитывая, кто наш противник.
Первое. Количество. Ни один производитель (консорциум) в мире не способен поставить Украине самолеты даже десятками в сжатые сроки. Потому что у каждого масса контрактов на годы вперед. Чтобы процесс наращивания воздушной компоненты уложился хотя бы в десятилетие, неизбежно придется брать из разных источников.
Главное – чтобы самолеты можно было интегрировать в единую экосистему между собой, с другой воздушной (космической) и наземной инфраструктурой.
Да, это неизбежно дополнительные издержки на обслуживание, особенности подготовки, разнобой в вооружениях (потому что самолет – это платформа, на которую надо что-то навесить). Все минусы – понятны. Но альтернатива – отсутствие самолетов.
Франция и Швеция – одни из немногих стран, которые в значительной мере автономны в производстве авиации и могут принимать решения быстрее других. Так что здесь нет противоречия.
Второе. Деньги. У Украины в обозримом будущем не будет денег ни на шведские, ни на французские самолеты. Ни на какие другие. Финансирование, если будет, – европейское. Шведы уже ориентировочную модель обозначили.
Франция обладает полным циклом производства различных вооружений, поэтому всегда категорически отказывается платить кому-то, кроме себя. За это французов все не любят, но понимают и прощают, потому что завидуют.
То есть если дело дойдет до практических моментов, то французские самолеты и системы ПВО будут профинансированы французскими же деньгами по какой-то схеме. Зачтены как часть взноса Франции в помощь нам и европейскую оборону, либо как-то иначе. Если на эту задачу Парижу удастся частично выцарапать какие-то деньги ЕС, условного Люксембурга, вообще – перемога для них.
То есть сделка о Rafale не означает автоматический отъем потенциальных денег на Gripen.
Третье. Диверсификация (политическая и техническая).
Самолеты – это даже не деньги, а в первую очередь – политика. Вспомните. Орбан шантажировал Швецию и блокировал вступление шведов в НАТО, требуя… продать Gripen. Турецкая эпопея с F-35 на слуху.
Поскольку и деньги будут не наши, и производство не наше, а политическая турбулентность – везде нарастает, есть объективные риски затягивания, срывов и так далее. Даже отмены. Например, всегда есть очередь желающих купить самолеты. В этой очереди могут консенсусно подвинуть вперед, а могут слегка (лет на пять) придержать.
Ну, и никто не отменял проблемы у конкретного производителя.
Пока это декларация, то противоречий я не вижу никаких.
Вот если бы Зеленский пообещал купить 100 самолетов в Китае, тогда было бы интересно. Пока же можно дать волю экспертам для обсасывания технических характеристик…
Поскольку самостоятельно производить боевую пилотируемую авиацию мы не можем и не будем, то в суперидеальной ситуации, когда Украина выберется из войны, было бы здорово стать частью какого-то консорциума с выкупом части продукции и локализацией части производства. Особенно со шведами.
Скручивать отвертками крупноблочно можем хоть сейчас, софт можем генерировать хоть сейчас. Опыт пилотов в реальной войне – сумасшедший. Опыт интеграции зоопарка средств – уникальный. Так что есть над чем думать и что предложить.
А Макрон стратил, да. Мог бы и на Rafale покатать.
Источник: Алексей Копытько / Facebook