После 20 января 1990 года в Баку от советской реальности остались растерзанные тела людей. То был конец веры граждан Азербайджана в СССР G

Азербайджанский народ с достоинством пережил трагедию 20 января 1990 года, когда советское руководство устроило кровавый разгон протестов в Баку, отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Украине Азер Худиев.

Кровавый "Черный январь"...

Теперь эту историю знают многие. Однако в ночь с 19-го на 20 января 1990 года жители столицы Азербайджана, находившиеся на улице, не знали, что для них подготовили горбачевы, язовы, бакатины… Ведь все они являлись "равноправными гражданами родного СССР", а Михаил Горбачев был руководителем этой страны. Оказывается, в реальности все было не так. И граждане это узнают немного позже – после кровавой бойни, устроенной "родной" советской армией против невооруженных людей. Среди них были азербайджанцы, русские, евреи. По этническому составу погибшие реально представляли так называемый советский народ. И именно в ту ночь от советской реальности остались только растерзанные, неживые тела советских людей. То были похороны иллюзий, расстрел мифов, конец веры граждан Азербайджана в СССР.

Да, в мире по-разному реагировали на то событие. Некоторые российские деятели культуры, ученые, общественные организации резко осудили действия руководства СССР, политические лидеры разных стран давали различные оценки (например, тогдашний президент США Джордж Буш – старший оправдал карательную операцию Кремля). Но факт остается фактом: погибло более сотни людей, многие пропали без вести, в Баку вошли танки и ввели комендантский час.

Нам очень трудно вспоминать, говорить или же писать о черном кровавом январе 1990 года. Но ради справедливости, гуманизма и предотвращения повторения подобных событий в какой-либо стране мира мы должны проанализировать, дать оценку и показать истинную суть этого события. Я остановлюсь только на некоторых, с моей точки зрения, важных моментах кровавого января.

20 января, прежде всего, было показателем глубокого кризиса советской управленческой и идеологической системы. Если руководство какого-то государства наводит пушки на своих безоружных граждан, то вряд ли такое государство имеет историческое и юридическое право на существование. Так и случилось – после кровавого января СССР разрушился (тем самым разрушился и миф о "нерушимой дружбе народов").

Азербайджанцев хотели напугать, потопив в крови саму мысль о протесте. Однако руководство СССР просчиталось

Это событие наглядно доказало, что тогдашнее руководство СССР в своей внутренней политике руководствовалось двойными стандартами по отношению к советским республикам. Говоря конкретнее, команда Горбачева покровительствовала армянам. Дело в том, что именно армянские сепаратисты и террористы начиная с 1988 года депортировали, оскорбляли, терроризировали и убивали азербайджанцев как в самой Армении, так и в Нагорном Карабахе. Это вызвало протестное настроение азербайджанцев по отношению к Армении и бездарному руководству тогдашнего СССР.

В итоге в конце 1989-го – начале 1990 года граждане Азербайджана для своего протестного волеизъявления собирались на центральной площади Баку, которая также ныне называется Азадлыг Мейданы (в переводе на украинский Майдан Незалежності). Увы, в 1990 году, когда азербайджанский народ вышел на Мейдан изъявить свою волю, бездарное советское руководство, вместо того чтобы услышать своих граждан, проживающих в Азербайджанской ССР, и угомонить армянский сепаратизм, решило наказать нашу республику за демонстрацию протеста. Цель была очевидна – сломать волю азербайджанского народа. Для реализации этой цели в Баку был отправлен контингент своих советских войск, которому было поручено жесточайшим образом подавить мирный протест. Азербайджанцев хотели напугать, потопив в крови саму мысль о протесте. Однако руководство СССР просчиталось. Устроив кровавую бойню, оно лишь сплотило азербайджанский народ в его стремлении к свободе.

Руководство СССР стало восприниматься в республике как вражеское, а советская армия – как оккупационная, антинародная, жестокая. Это было большое политическое, моральное и идеологическое поражение советского правительства на своей же, на тот момент, территории.

Если говорить о реакции международного сообщества в 1990 году на это событие, то можно констатировать, что имела место неоднозначная, половинчатая оценка произошедшего. Лидеры некоторых ведущих стран мира оценили эти кровавые события как "внутреннее дело СССР". Почему-то здесь не видели нарушения прав человека, подавления стремления и воли народа. Ведь, по сути, эта вероломная, кровавая акция являлась грубейшим нарушением Конституции СССР, а также Конституции Азербайджанской ССР и, самое главное, это было нарушением международного гуманитарного права.

Увы, мировое сообщество, с которым так принято связывать большие надежды в Азербайджане и Украине, по большому счету, закрыло глаза на это жесточайшее преступление бывшего руководства СССР. Более того, на Западе вовсю зазвучали голоса определенных кругов о "праве на самоопределение" армянской части населения, проживавшей на исконно исторических землях Азербайджана – в Нагорном Карабахе.

Азербайджанский народ с достоинством пережил эту трагедию. Государство увековечило священную память тех, кто отдал свои жизни за независимость и целостность Азербайджана

Вот таким образом несправедливая оценка кровавого января подогревала сепаратистские настроения среди ультранационалистических представителей армянского населения и способствовала усилению конфликта в Нагорном Карабахе. Таковы они, страницы нашей новейшей истории, забывать о которой нельзя. Из коллективной памяти нашего народа не должно стираться ничего – ни плохое, ни хорошее. Вот и для оценки причин и последствий кровавого января актуальным является вопрос о его месте в памяти нашего народа. Здесь "место памяти" используется в смысле трактовки этого выражения со стороны французского историографа Пьера Нора.

Для нас кровавый январь – день скорби, трагедии или славная страница движения сопротивления азербайджанцев? А может быть, и то и другое? И в этом контексте, чем отличается движение сопротивления азербайджанцев, например, от индийского сопротивления (движение Махатмы Ганди)? Я думаю, что наши ученые должны найти научный ответ на данный вопрос.

К слову, отметим, что точная политическая оценка была дана тогдашним президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и парламентом республики. Но содержание понятия "20 января" как элемент или "место памяти" для современного Азербайджана еще глубоко не раскрыто.

Время показало, что азербайджанский народ с достоинством пережил эту трагедию. Государство увековечило священную память тех, кто отдал свои жизни за независимость и целостность Азербайджана. Высокие гости из разных стран, посещающие нашу страну, в первую очередь посещают Аллею шехидов. Мы гордимся всеми славными страницами истории нашего народа, но мы бы не хотели, чтобы еще раз танки какого-либо государства вошли в нашу столицу, чтобы по улицам Баку лилась кровь мирных граждан, в том числе стариков и женщин, чтобы подростки по дороге домой или в школу не получали пули в спину.

Мы не желаем, чтобы подобное случилось с другими народами. Поэтому международное сообщество должно более чувствительно и объективно относиться к тому, что произошло в Азербайджане 19–20 января 1990 года.