Большая война требует больших перемен. Речь – о принципах ведения войны, управлении войсками, роли подразделений на поле боя
Большая война требует больших перемен.
Речь идет о принципах ведения войны, процедурах управления войсками, роли и месте подразделений на поле боя, а не о широком ассортименте западного вооружения и красивых бирках латиницей на дверях кабинетов.
Стратегические ошибки в планировании невозможно компенсировать на тактическом уровне, когда противник имеет преимущество практически во всем.
Предлагаю рассмотреть одно из преимуществ, которое противник качественно использует с самого начала полномасштабного вторжения до сих пор.
Оно состоит далеко не в планировании и применении войск, так как не считаю тактику РФ яркой с точки зрения оперативного искусства (с таким человеческим ресурсом и ВПК можно воевать гораздо эффективнее), она носит исключительно организационный характер, а именно в концепции формирования, обеспечения, подготовки и управления подразделениями оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровней, что позволяет командованию вражеских дивизий и армий готовить и в дальнейшем руководить своими штатными подразделениями в бою более эффективно и уверенно, чем нашим командирам ОТГ, ТГР и бригад, потому что на сегодняшний день трудно найти на фронте бригаду, не воюющую приданными подразделениями в виде рот и батальонов, что часто приводит к:
- существенному ухудшению взаимодействия;
- предвзятому отношению и применению подразделений не по назначению;
- потере управления;
- неоправданным потерям среди личного состава, которые можно было предотвратить;
- в результате – невыполнению поставленных боевых задач.
Ежедневно командиры наибольшего тактического звена сталкиваются с проблематикой в работе с приданными подразделениями, вместо этого отдают свои штатные роты/батальоны в подчинение другим бригадам, что в большинстве случаев приводит к проблемам, указанным выше.
Имея фронт шириной более 1 тыс. км, достаточно бессмысленно и неэффективно заниматься микроменеджментом, спускаясь в ручное управление ротами и батальонами. Вместо этого противник, наоборот, организует управление на уровне дивизий, корпусов и армий, что облегчает ему процесс планирования и применения войск, зная свой потенциал и реальные возможности.
Кратко о плюсах в создании дивизий и армейских корпусов в ведении полномасштабной войны против сильного противника, имеющего значительное преимущество в количестве личного состава, техники, вооружения и боеприпасов, и о дальнейшем переходе к стратегической обороне с мизерной претензией на проведение контрнаступательных действий (операций) на оперативно-тактическом уровне.
1. Единство командования. Командир дивизии или армейского корпуса, которые следует создавать на фундаментах боеспособных бригад за счет сокращения потерявших свою боеспособность мертворожденных организмов, так и не приобретя ее, смогут организовывать боевую и специальную подготовку в штатных подразделениях, лично отвечать за процесс и качество подготовки, трезво оценивать боевые способности и соответственно ставить задачи по назначению каждой бригады и полка.
2. Инициатива. Более уверенно, не теряя инициативы и ситуативной осведомленности, руководить штатными подразделениями на линии боевого столкновения, без приданных сил, имея все свое, кроме авиации.
3. Простота. Улучшение процесса управления войсками и устойчивости обороны.
4. Экономия усилий. Устойчивое управление войсками позволит увеличивать операционные зоны и полосы обороны на линии боевого столкновения даже на участках прорыва. Это сейчас и так делается, потому что кто везет – на том и едут. За последние три месяца нашей бригаде ее увеличивали трижды.
5. Безопасность. Уменьшение потребности затыкания дыр и тушения пожаров приданными подразделениями, что затрудняет взаимодействие и почти никогда не дает желаемого результата в случае отсутствия фундаментального подхода.
6. И самое главное – уменьшение ручного управления на тактическом уровне в свою очередь позволит генералитету заниматься вопросами стратегического планирования, потому что это их обязанности, и более приоритетными задачами, такими как стратегическая оборона, в которую входит комплекс до сих пор не начатых мер.
Потому что воевать нам еще долго.
Процитировав основные принципы войны по бессмертному Клаузевицу, с надеждами на лучшее, пусть всем нам приснится план победы, где мы начнем проводить реальные реформы и накапливать или хотя бы не рассеивать ресурсы для долгожданной победы, или отсрочки нашей смерти.
Время играет против нас. Подумайте.
Источник: Денис Прокопенко / Facebook