Как показывает практика, "экономическое чудо" Азербайджану обеспечивает подход открытого диалога между властью и гражданами
Без оглядки на то, каким Азербайджан был 15 лет назад, сложно представить, откуда и куда стране удалось прийти за это время, отметил кандидат политических наук Эльнур Асланов.
Новый общественный договор [президента Азербайджана] Ильхама Алиева.
Уход из системы государственного управления никогда не означал для меня игнорирования того, что происходит на родине. Смена рода деятельности часто дает больше возможностей для беспристрастного анализа ситуации и понимания динамики развития общества. Появляется возможность с иного угла взглянуть на происходящие процессы, порой не замечаемые внутри страны и нередко принимаемые как должное.
Как оно было?
После президентских выборов 2003 года в Азербайджане многие – как в стране, так и за рубежом – пророчили появление во власти крыла реформаторов. Предрекали крутую смену курса и реализацию политических трансформаций, влияющих на внутренние и внешние составляющие государства.
Аналитики и "эксперты" разных мастей год от года прогнозировали невиданную перемену, моделировали возможные и невозможные сценарии, обсуждали и ожидали грядущие назначения. Но "крутых" разворотов не происходило, система продолжала работать в привычном режиме и неизменности выбранной модели.
Четыре этапа государственности Азербайджана.
Экономические и политические трансформации, которые произошли в Грузии, Украине, Киргизии и Армении были определены обстоятельствами, которые многие помнят по революционному принципу Ленина "верхи не могут, а низы не хотят". Это привело не только к смене властной элиты, но и к временной деформации системы управления в целом. Обычно такая трансформация меняет привычный уклад жизни в одночасье. Далее обществу предстоит долгий и тернистый путь экономического и политического реформирования, который может (а может, и нет) привести к ожидаемым результатам.
У Азербайджана свой путь. История государственности страны показывает, что трансформации в национальных условиях были эффективными, только если опирались на эволюционное и осмысленное, а не интуитивное развитие.
Так, первое централизованное государство Сефевидов пало под натиском не только внешнего давления, но и внутренней политической ситуации, отягощенной поспешными геополитическими решениями. Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая 23 месяца, стала первой демократической республикой на Востоке. Однако, несмотря на некоторые успехи на международной арене, политический регресс начался с опрометчивых уступок и интенсивной смены игроков на внутреннем поле. Вторая Республика (АзССР) ушла в небытие как итог политического и экономического упадка большой страны, безапелляционно и лихорадочно вышедшей на гонки за первенство с другой супердержавой.
Все три обозначенных этапа государственности в силу исторических, политических, да и просто объективных причин не базировались на социальном контракте или общественном договоре. Хотя именно он обеспечивал бы диалог и взаимодействие между политическим государством и обществом.
Сегодня – эпоха третьей республики, существование и развитие которой определено общественным договором Гейдара Алиева. Этот договор власть и общество "подписывали" дважды. "Преамбулу" договора общество составило, пригласив Гейдара Алиева к власти летом 1993 года. Вскоре общество утвердило свой договор, когда перед лицом нового переворота, ночью 3 октября 1994 года, десятки тысяч людей вышли к администрации поддержать власть и президента. За 15 дней до этого в Баку был подписан "Договор века", между 11 крупными нефтяными компаниями о совместной разработке нефтяных месторождений Азербайджана.
Что такое общественный договор?
Важно понимать, что появилось первым – общество или же государство? Разумеется, общество. Государство без людей просто не может существовать. Когда же общество отдает часть своих суверенных прав политическому государству, а точнее власти, чтобы оно поддерживало необходимый порядок, это и создает некий социальный контракт или общественный договор.
Платон, Томас Гоббс, Джон Локк, Иммануил Кант использовали идею общественного договора для аргументации и обоснования необходимости и ответственности государства перед гражданами.
Новая и новейшая история знает немало примеров общественных договоров. Первый вариант – наличие некой книги или учения. К примеру, марксизм-ленинизм, создавший коммунистический блок, или фашизм, обобщивший ряд идеологий в единую форму. Общества обеих систем передавали свои суверенные права политическому государству.
Другой пример – это традиции, которые формировались веками, проходили через горнила научных революций, эпоху Просвещения, переосмысления роли человека и общества. В странах, переживших такое историческое развитие, договор между властью и обществом отныне представляет собой образ жизни и мышления индивида.
Третий подход – это страны переходного периода, в которых отношения между властью и обществом устанавливаются методом проб и ошибок. В них понимание роли гражданина и обязанностей власти совершенствуется и видоизменяется по мере развития политической и экономической составляющей государства и отдельно взятого индивида.
Новый рубеж, подготовка.
Реформы – процесс модификации и совершенствования системы управления. Их суть в эволюционном переходе из одной структуры управления к другой. Реформы не только меняют политические, экономические и социальные нарративы общества, но и, как правило, привносят совершенно новый уровень взаимодействия в отношения власти и общества.
Те процессы, которые сегодня можно наблюдать в Азербайджане, задаваясь вопросом "имитация это или реальные реформы", – это, скорее, те самые важные изменения, которые должны сгладить диспропорции в структуре экономики и сформировать новый формат диалога власти и общества.
Развитие общества и тренды нового столетия актуализировали адаптацию существующего национального общественного договора к новейшему времени и изменившимся экономическим реалиям. Однако для начала необходимо было подготовить политическую и экономическую основу. Так начался переход из государственности нулевых в структуру управления, основанную на новых методах – привычных для сотен тысяч молодых людей ключевых показателях эффективности. Далее следуют шаги, которые должны нивелировать финансовые потери, вызванные глобальным экономическим кризисом. Итог части этих преобразований можно оценить уже сейчас.
Общественный договор Гейдара Алиева обеспечивал развитие, которое политическое государство гарантировало при условии, что общество будет осознанно относиться к сложностям переходного периода. Стабильность, сформировавшая условия для движения вперед, позволила стране встать с руин разрушенной экономики и построить плацдарм для следующего этапа развития. Так власть получила от общества гарантию на стабильность и сумела акцентировать внимание на экономических и финансовых аспектах дальнейшего движения.
Общество 21 века требует иных парадигм, потому новый общественный договор "подписывается" уже не на площадях. Он отличается от договора 20 века стратегическими целями и приоритетами. Новый общественный договор – это стратегия, нацеленная на последовательное, систематичное экономическое развитие. При этом президент гарантирует свое максимальное и персональное участие в решении возникающих в стране вопросов и проблем. Взамен власть желает получить деятельных и лояльных граждан, цель которых – внести свой максимальный вклад в развитие страны. Подобный подход открытого диалога и предприимчивости – как показывает практика – и обеспечивает "экономическое чудо".
Мир стремительно меняется. Выстраивается иной формат взаимодействия власти и общества. Социальные сети меняют СМИ. YouТube главенствует в определении повестки нового поколения, образование уходит в онлайн. Доступность первых лиц становится обыденной, сменяя десятилетиями превалирующую ограниченность информации о главах государств. Происходит постоянный мониторинг власти. Все это нивелирует доселе ощутимые границы между властью и обществом, существовавшие во всем мире. Эти трансформации меняют требования и ожидания тех, кто будет голосовать через пару лет. Так формируется образ нового гражданина. И как нельзя лучше ко всей этой ситуации подходят слова итальянских мыслителей: "Мы создали государство, а теперь создаем граждан этой страны".
Для молодого поколения люксовый Азербайджан, от которого приходят в восторг, – это данность. Однако без оглядки на то, что было 15 лет назад, сложно проводить параллели между тем, откуда и куда стране удалось прийти. Задача власти становится еще более непростой: нужно завоевывать уже не только умы, но и сердца, а это требует еще более эффективных мероприятий, нового формата диалога и понятного языка взаимодействия.
Что дальше?
Сегодня в азербайджанском обществе происходит заметная смена нарратива, формируется новый формат диалога общества и власти, принимающей месседжи и готовой сразу их обсудить. Таких примеров с каждым днем все больше.
То, как любая страна справляется со сложностями в условиях глобального финансового кризиса – лучший показатель силы. Блокирует ли она разумные раздражители или открывается навстречу переменам и прокладывает новый курс? На этом пути будут свои сложности, но для сильного нет ничего непреодолимого.
В стране совершенствуется общественный договор, который основан на персональном подходе главы государства, его личном анализе, подкрепленном информированностью и согласованностью с обществом. Ильхам Алиев органично вписывает новое направление развития в систему политического и экономического устройства, складывающуюся десятилетиями. Потому ясно, что недавняя встреча президента с деятелями искусства, где произошел новый открытый и прямолинейный диалог, – лишь начало.
Не меньше, чем у деятелей искусства, есть вопросов и предложений у бизнеса и людей науки. Им есть, что предложить, о чем спросить и как поддержать те важные налоговые, административные, кадровые изменения, которые происходят в стране.
Наконец-то в Азербайджане искореняется неопределенность для бизнеса, таможенные структуры реально демонстрируют отсутствие коррупции, прозрачность налоговых органов сулит начинающим предпринимателям преференции и дискаунты. Азербайджану чужды схемы "обналичек" и прочее.
Чем дальше, тем больше бизнес ощущает изменения, которые позволяют открыто платить налоги и, соответственно, чувствовать себя комфортно. Проблемные кредиты, доселе лежавшие тяжким бременем на гражданах ввиду девальвации азербайджанской валюты, перестали быть таковыми. Появляются национальные бренды и открываются новые производства, а значит, рабочие места создаются не потому, что "надо", а потому что "спрос порождает предложение".
Чтобы признать необходимость перемен, нужна колоссальная смелость. Чтобы что-то менять – еще большая. Это длинный путь с преградами и подножками. На этом пути нельзя излишне ускоряться, чтобы банально не упасть, запнувшись. Потому все эти шаги столь значимы. Они не маленькие. Они – гармоничные и аккуратные. Их нужно наблюдать и точно понимать их значение.
Возможно, во всех этих действиях еще присутствуют политические и экономические profit and loss (прибыль и убыток). Но только двигаясь Азербайджан совершенствуется, в итоге все меры должны привести к net profit (чистой прибыли) в лице экономически модернизированного государства с постоянным открытым диалогом между политическим государством и гражданским обществом. Это и является основой обновленного общественного договора президента Ильхама Алиева.
Источник: "ГОРДОН"