Открывать дела на "попередников" – дело нехитрое. Вот когда за действующими приходишь, начинается свистопляска, как с НАБУ
Деятельность Национального антикоррупционного бюро Украины будет давать результат только после принятия закона об антикоррупционном суде, считает инвестиционный банкир Сергей Фурса.
Самый безумный аргумент, который придумали в штабе по мочилову НАБУ и теперь озвучивают то тут, то там, – это финансовая неэффективность НАБУ. Что, мол, работает орган, а еще ничего не вернул в бюджет. А в это время прокуратура вернула державе больше $1,5 млрд и скоро еще "Укртелеком" на блюдечке с голубой каемочкой положит.
Во-первых, это безумие мерить эффективность антикоррупционной службы в деньгах. Не зря ведь даже в меморандуме с МВФ записана табличка с посадками, но никак не с финансовыми возвратами. Потому что важно не сколько ты вернул или забрал у коррупционера, а сколько потенциального ущерба экономике удалось избежать от деятельности коррупционеров. Это какая-то украинская инновация, когда не знали, к чему придолбаться, и решили к финансам. А во-вторых, это же дополнительный аргумент в пользу антикоррупционных судов. Трудно что-то вернуть без судебного решения. А их по делам НАБУ нет, потому что судебная система саботирует дела НАБУ. Так что хотите результата от НАБУ – так принимайте закон про антикоррупционный суд.
А теперь вторая часть марлезонского балета. А именно результативность прокуратуры, которая вернула в бюджет гигантские суммы. И еще вернет, если ее не остановить. Во-первых, начнем с того, что все равно нетто-эффект прокуратуры для экономики Украины отрицательный. Потому что нет ничего более вредного для экономики, нет ничего худшего для предпринимательства в стране, чем прокуроры и эсбэушники. И это ни для кого не секрет. А во-вторых, такая активность прокуратуры по возврату средств будет еще очень дорого стоить нам всем.
Начнем с денег Януковича. Никто не спорит, что Янукович украл много денег, и часть из них даже оставил в государственных банках. И эти средства были заморожены. То есть Янукович их забрать не мог. Зато им прекрасно пользовалось правительство. Государственные банки за эти средства покупали государственные облигации, номинированные в валюте. То есть деньги де-факто уже были в пользовании правительства. Просто проходили как государственный долг, но сути это не меняет. Ведь это был тот долг, который никогда не надо было бы погашать. Просто постоянно продлевая его. А потом пришла прокуратура и полупопулистическим решением вернула деньги в казну. Которые тут же потратили. Проели, проще говоря. А могли бы, например, распорядится с толком. Погасить часть госдолга. Но это другая история.
То, как государство руками прокуратуры их вернуло, создает нам потенциально огромную проблему. Ведь это было сделано решением суда Краматорска по делу какого-то бомжа. И судя по всему, дело было шито такими белыми нитками, что его тут же спрятали с глаз долой. Засекретили. Чтобы никто не догадался о юридическом гении генерального прокурора. Что будет дальше? Очевидно, что собственники этих денег пойдут в суд. И это будет не Янукович, а толпа попандополусов, которые были номинальными собственниками этих средств.
Они проиграют все в Украине, без вопросов. А потом пойдут в ЕСПЧ. Будет это не сегодня и не завтра. Но там у них будут все основания выиграть. Потому как бомж, который сознался во всем и все подписал, не имел никакого отношения к деньгам Януковича. Не самого же Януковича и не Курченко поймала прокуратура. А значит, в европейском суде легко выиграют все эти попандополусы. И что дальше? А дальше страна Украина должна будет вернуть $1,5 млрд. Но уже не в "Ощадбанк", где их можно было заморозить, а на счет, который укажут попандополусам. Минус 1,5 лярда для страны. Хороший результат. Но это будет потом. Не сейчас. И люди, с которых можно будет спросить, уже давно убегут в теплые края.
А еще недолго, и государство станет еще беднее. Если прокуратура вернет "Укртелеком". И если возврат денег Януковича тем методом, который он был осуществлен, выглядит банальной непрофессиональной глупостью, то возврат в государственную собственность "Укртелекома" – чистой воды вредительство в особо крупных размерах и коррупция. Потому что возвращать тем же попандополусам придется в евро, а значит, даже в разы дороже, чем при приватизации.
Государство, кажется, будет должно выплатить 1,3 млрд евро. А сам этот актив сейчас принадлежит Ахметову и совершенно ему не нужен. Это неудачная покупка, от которой Ахметов избавится с великой радостью. И доставить ему такую радость – это уже коррупция. Тем более, что с приватизацией государственной собственности дела обстоят совсем плохо. И мы повесим себе на шею еще один госактив как кормушку для коррупционеров.
Вот такой вот финансовый результат деятельности прокуратуры. В особо крупных размерах. А если прокуратуре вдруг захочется сравнивать другие "достижения", то очень просим показать список высоких чиновников и их родственников из действующей власти, которых прокуратура когда-то задерживала. Потому что открывать дела на "попередников" дело нехитрое. Вот когда за действующими приходишь, начинается свистопляска, как с НАБУ.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора