Если подтвердится, что самолет Embraer 190 был сбит, это станет аргументом для закрытия неба над Россией
Недавно самолет Embraer 190 Azerbaijan Airlines, следовавший из Баку в Грозный, потерпел крушение на территории Казахстана из-за вероятного сбивания российской ПВО. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа, 28 из них удалось выжить. Это очередная трагедия, поднимающая важные вопросы безопасности гражданской авиации, особенно в условиях вооруженных конфликтов. Как человек, возглавлявший следственные группы по сбиванию самолетов рейса МН17 и PS752 от Украины, не могу не отметить определенные схожие моменты: характер повреждений, сбивчивость версий в первые дни. Но не менее важно обратить внимание на ряд других значимых вещей.
По данным Главного управления разведки, украинские беспилотники уже продемонстрировали способность преодолевать до 2 тыс. км вглубь территории России, где есть многочисленные военные базы. То есть легитимные цели. Тем не менее российское воздушное пространство остается открытым для гражданской авиации. Это парадоксальное положение дел создает серьезную опасность для пассажиров, поскольку возможны ошибки или инциденты с участием систем противовоздушной обороны.
В России ввели временные ограничения на полеты в Сочи, Казани, Самаре, Грозном и Махачкале. Однако этого недостаточно.
Некоторые азербайджанские политики и государственные медиа уже призвали Россию признать, что самолет был сбит ее ПВО и извиниться в соответствии с нормами Чикагской конвенции. И из этого мы уже можем сделать определенные выводы о позиции азербайджанской стороны. В то же время они сравнивают эту трагедию с инцидентом 9 ноября 2020 года, когда Азербайджан ошибочно сбил российский военный вертолет Ми-24, признал это, извинился и выплатил компенсации. Но это сравнение является некорректным: тогда речь шла о военном борте в зоне активных боевых действий, а сейчас пострадал гражданский самолет.
Мы не видим, чтобы Международная организация гражданской авиации (ІКАО) рекомендовала закрывать небо над Россией, хотя риски для гражданской авиации очевидны. Теперь организация может рекомендовать России ввести ограничения и публиковать соответствующие NOTAM (оперативные информационные сообщения в сфере авиации) во избежание повторения трагедии. Кроме того, ІКАО теоретически может обратиться в Генеральную Ассамблею ООН с требованием закрыть российское воздушное пространство. Хотя Россия, вероятно, наложит вето на уровне Совета Безопасности ООН, такой шаг привлечет внимание международного сообщества к проблеме.
Это важно и в том контексте, что авиакомпании могут самостоятельно избегать российского воздушного пространства, руководствуясь собственными оценками безопасности. Многие организации и страны уже крайне осторожно относятся к перелетам через зоны, где ведутся боевые действия. Возьмем те же FAA (США) и EASA (ЕС) – две ключевые организации, отвечающие за регулирование и обеспечение безопасности авиации. Каждая из них в то или иное время рекомендовала ограничения по перелетам над Ираком, Ираном, Сирией, Ливаном и т.д. Однако авиакомпании из других уголков мира до сих пор выбирают маршрут через Россию или в Россию. Но оправдан ли такой риск? Недавняя трагедия показала, что нет.
Напомним, Украина имеет опыт закрытия своего воздушного пространства еще с 2014 года, то есть начала войны. Тогда в первые месяцы военных действий на Донбассе были введены ограничения на высоту полетов из-за риска обстрелов. А после трагедии рейса MH17 "Малайзийских авиалиний", сбитого на высоте 10 км, Украина полностью закрыла воздушное пространство над оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей.
Почему это важно для Украины?
Закрытие российского неба для гражданской авиации будет иметь несколько последствий. Во-первых, это сократит доходы России от транзитных полетов, которые сейчас приносят значительные доходы, которые могут быть использованы в том числе и на финансирование агрессии против Украины. Во-вторых, это сигнал, что Россия не способна обеспечить полный контроль над собственной территорией и безопасность, который продемонстрирует ее уязвимость и слабость. Ведь сейчас Россия в своей международной политике продолжает попытки выдать себя за сверхдержаву и таким образом склонить на свою сторону ряд других государств. То есть это вопрос репутации и подрыв политического авторитета.
Конечно, ключевым в ситуации с Embraer 190 остается объективное расследование согласно Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, и Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Общество должно знать правду о причинах катастрофы. И если подтвердится, что самолет был сбит, это станет еще одним доводом для закрытия неба над Россией. Что будет иметь экономические и политические последствия, ослабив РФ и ее влияние на другие государства. Кроме того, ответственная сторона должна не просто принести извинения, но и выплатить компенсации семьям жертв и пострадавшим.
Эта трагедия – не только боль пострадавших семей, но и сигнал для международного авиационного сообщества: открытие воздушного пространства над территорией, где есть высокий уровень угрозы, неприемлемо в современном мире.
Источник: "Українська правда"