Привлечь военных преступников к ответственности будет сложно: УПК создавался для "обычного" судопроизводства

Фото из личного архива

Результаты работы органов прокуратуры Украины и правоохранительных органов в целом поразительные. Они работают на грани своих возможностей. Сегодня я ознакомился с отчетом, опубликованным Офисом генерального прокурора, насчет противодействия преступлениям, совершенным в контексте вооруженного конфликта в 2025 году. Это действительно уникальный опыт – с таким не сталкивалась ни одна европейская страна.

В отчете отмечается, что полномасштабное вторжение России забрало жизни более 16 тыс. человек, почти вдвое больше человек получили ранения. Сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома, тысячи школ и больниц разрушены, а энергетическая инфраструктура находится под постоянными атаками. В то же время это отражает лишь часть реальности. Война и связанные с ней преступления продолжаются с 2014 года.

Правосудие может быть эффективным только при условии, что оно охватывает весь континуум преступлений, включая те, которые совершили до начала полномасштабного вторжения. В нынешних условиях решающим фактором возможности национальной системы уголовной юстиции преследовать международные преступления является законодательная база. Уголовный процессуальный кодекс Украины создавался для "обычного" уголовного судопроизводства, и частично его адаптировали к реалиям вооруженного конфликта.

Даже после ратификации Римского статута и внесения изменений в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс сохраняется четкий разрыв между международными правовыми стандартами и процессуальными возможностями национальной системы. На практике этот разрыв выражается в ряде системных проблем. Действующие процессуальные нормы непригодны для расследования массовых, сложных преступлений с большим количеством эпизодов и потерпевших, а также организованных структур и командных иерархий.

Уголовный процессуальный кодекс не содержит четких механизмов привлечения к ответственности за командную ответственность и различные формы участия в международных преступлениях. Наконец, остается давняя проблема неотвратимости наказания. Отчет сосредотачивается на сообщениях о подозрении и приговорах, однако их эффективное исполнение зависит от возобновления доверия к системе правосудия в целом и реформирования пенитенциарной системы. Без этого обеспечить экстрадицию подозреваемых, обвиняемых в международных преступлениях, будет очень сложно.

Источник: Гюндуз Мамедов / Gyunduz Mamedov / X