Гарантом безопасности Украины в обмен на ее обязательства не вступать в НАТО должен стать сам НАТО

6 марта 2025 года премьер-министр Италии Джорджа Мелони предложила предоставить Украине гарантии безопасности НАТО без фактического вступления страны в военный альянс. Об этом Мелони заявила на встрече лидеров ЕС в Брюсселе. Украина должна быть благодарна Италии и ее премьер-министру, которая стала первой из руководителей стран – членов НАТО, кто официально предложил такой вариант укрепления безопасности Украины.
Этот вариант в составе пакетных предложений появился в Украине еще 29 декабря 2021 года – за два месяца до полномасштабного вторжения российской армии в Украину 24 февраля 2022 года. В случае их принятия, развертывания заранее Вооруженных сил Украины по всем трем направлениям предстоящего вторжения и приведения сил НАТО в боевую готовность с высокой вероятностью можно утверждать, что Кремль не решился бы на "войну на неделю с захватом Киева за три дня".
Целью пакетных предложений от 29 декабря 2021 года был наступательный перехват Украиной дипломатической и информационно-психологической инициативы от Кремля, а также блокирование его пропаганды – как внешней, так и внутри страны, оправдывающей подготовку к вторжению. Ответом на ультиматум Кремля "странам коллективного Запада во главе с США" о гарантиях нерасширения НАТО на территорию Украины должен был стать срочный созыв консультаций стран – участниц Будапештского меморандума с участием руководства НАТО.
Возможный компромисс, который мог быть достигнут, должен был базироваться, во-первых, на безусловном подтверждении и выполнении всех положений Будапештского меморандума. Во-вторых, на подписании всеми странами-участницами и НАТО дополнительного соглашения к меморандуму "О подтверждении нейтрального статуса Украины с предоставлением ей дополнительных гарантий безопасности путем автоматического применения 5 статьи Договора НАТО в случае новой агрессии против Украины".
Мотивация таких предложений заключалась в следующем: "Понимая высокую ответственность за сохранение мира в Европе и мире, а также безопасность собственного народа, на фоне отказа стран НАТО принять Украину в свой состав и гарантировать ей защиту в соответствии со статьей 5 Устава НАТО, украинские власти должны сами взять на себя инициативу о проведении соответствующих консультаций и дипломатического реагирования на предложения Москвы о новых международных договоренностях между США и Россией о гарантировании невступления Украины в НАТО".
Отправной точкой дипломатической позиции Украины должно было бы стать напоминание России, что необходимость новых международных договоренностей базируется на практике выполнения старых. Если старые международные договоренности не обязательны для выполнения одной из сторон-подписантов, как можно доверять новым? Ведь нарушение Россией Хельсинкских соглашений 1975 года, одним из принципов которых является то, что территориальная целостность страны и право суверенного государства решать собственное сотрудничество с другими странами или альянсами не являются предметом дискуссий со стороны других государств, уже стали историческим фактом.
Исходя из факта нарушения Россией в 2014 году территориальной целостности и неприкосновенности международно признанных границ Украины, аннексии Крыма и оккупации части востока Украины – что является нарушением таких международных договоров, как Будапештский меморандум 1994 года и Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами от 1997 года, Украина готова к новым переговорам по поднятому Москвой вопросу. Однако только при пакетном обсуждении и обмене возможными новыми гарантиями, которых требует Москва, на практическое решение таких связанных с этим вопросов:
1. Дополнение Будапештского меморандума 1994 года дополнительным соглашением со стороны ядерных государств-подписантов, в котором должны быть детально определены процедура и механизм реализации мер по будущей защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Украины. Такие дополнения должны содержать юридически обязывающие гарантии предоставления Украине, если она станет жертвой новой агрессии, всевозможных видов поддержки: дипломатической, информационной, экономической и военной.
Это связано с тем, что текст действующего варианта этого международного договора не сработал, начиная с захвата Россией Крыма в 2014 году. Это уже привело не только к тяжелым последствиям для Украины, но и к фактическому разрушению всей системы международных договоренностей в сфере ядерного разоружения, установленной Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Дополнительным гарантом безопасности возможного нейтрального статуса Украины в обмен на ее обязательство не вступать в НАТО должно стать само НАТО. Лучшим вариантом этого является присоединение НАТО к Будапештскому меморандуму как нового коллективного подписанта и гаранта предоставления Украине всей возможной поддержки в случае, если она станет жертвой агрессии или какого-либо давления – экономического, политико-дипломатического, информационного или военного".
Далее также предлагалось: "Именно с НАТО Украина в 1997 году подписала Хартию об особом партнерстве, в которой Альянс "приветствует и поддерживает тот факт, что Украина получила гарантии безопасности от всех пяти ядерных государств – участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как безъядерное государство – участник ДНЯО, и напоминает об обязательствах, взятых США, Великобританией вместе с Россией, а также Францией в одностороннем порядке, которые в 1994 году в Будапеште приняли историческое решение предоставить гарантии безопасности Украине как безъядерному государству – участнику ДНЯО".
Тем самым была бы подтверждена действенность ДНЯО и восстановлен разрушенный сегодня международный правовой режим ядерного разоружения – это стало бы лакмусовой бумажкой эффективности политики международно-правовых гарантий в ядерном разоружении и наглядным примером для других стран мира.
Исходя из того, что Украина получила гарантии безопасности от всех пяти ядерных государств – участников ДНЯО как безъядерное государство – участник ДНЯО, а Будапештский меморандум 1994 года фактически составляет с ДНЯО единое целое, вопрос восстановления территориальной целостности Украины является вопросом, непосредственно связанным с международным режимом нераспространения ядерного оружия, мировой безопасности и дальнейшей судьбой процесса ядерного разоружения в мире.
2. Предоставление Украине со стороны США статуса главного стратегического партнера вне НАТО – как признание ее выдающегося вклада в укрепление обороноспособности США за счет добровольной ликвидации третьего по величине ядерного арсенала в мире, стратегический компонент которого был направлен именно против США и потенциально мог уничтожить самое могущественное государство мира.
Статус основного союзника США за пределами НАТО должен способствовать углублению украинско-американского стратегического партнерства в критически важной для нас военно-технической сфере с реальной программой помощи Украине в ее перевооружении и восстановлении полного цикла собственного производства критических для обороны образцов военной техники с использованием современных технологий.
3. Подтверждение суверенного права Украины, даже в статусе нейтральной страны, искать усиление собственной безопасности и обороны путем заключения двусторонних и многосторонних региональных международных договоров, таких как Люблинский треугольник или Межморье, направленных на укрепление регионального и международного мира.
Следует начинать с двусторонних и трехсторонних контактов и создавать внутри Европейского союза и НАТО группу стран, объединяющих не ведущие страны Европы, а средние и малые государства с целью защиты общих общеевропейских ценностей коллективной системы безопасности.
Таким образом, возможный путь прекращения войны в центре Европы, деоккупации украинских территорий, восстановления разрушенной оккупацией Крыма системы международного права, а также предотвращения окончательного разрушения Договора о нераспространении ядерного оружия – это новое комплексное решение вопросов безопасности в Евроатлантическом пространстве путем разработки новой общей стратегии Запада по Украине и России.
Отметим также, что инициатива Италии имеет символическое историческое значение. Голос именно Рима напоминает Вашингтону о его обязанностях по защите мировых демократий, а также об истоках становления американской демократии и независимости самих США, которые до сих пор не уступали диктаторам и мировому авторитаризму. Именно история существования римских республик и античной цивилизации Рима вдохновляла в свое время отцов-основателей американской демократии на создание действующей Конституции США и заложила основу их современного государственного фундамента.
Действующий государственный секретарь США Марк Рубио, еще будучи сенатором, в выступлении в Конгрессе США 25 марта 2014 года так реагировал на аннексию Россией Крыма: "После распада Советского Союза в 1990-х годах Украина осталась с третьим по величине арсеналом тактического и стратегического ядерного оружия на планете. Но они подписали это соглашение (Будапештский меморандум) с Соединенными Штатами, Соединенным Королевством (Великобританией) и Россией, которая в основном утверждала: если вы откажетесь от своего ядерного оружия, мы, эти три страны, подписавшие это, обеспечим вам защиту и гарантируем вашу оборону. Украина это сделала. Они отказались от этого оружия. Это было подписано в 1994 году.
Двадцать лет спустя одна из трех стран, подписавших это соглашение, не просто не обеспечила им оборону, а фактически вторглась к ним. И я хочу на секунду обратить внимание на следующее. Подумайте, если сейчас вы одна из тех стран мира, которая испытывает угрозу со стороны своих соседей, а Соединенные Штаты и остальной мир обращаются к вам и говорят: слушайте, не разрабатывайте ядерное оружие, мы защитим вас сами, мы будем следить за вашей защитой. Как вы думаете, какой урок даст вам этот пример? Я думаю, что это посылает многим странам во всем мире сообщение, что, наверное, мы больше не можем рассчитывать на обещания безопасности, которые дает свободный мир...".
Перед полномасштабным вторжением в Украину в феврале 2022 года другой американский сенатор – Тед Круз – во время слушаний в Конгрессе США также подтвердил обязательство США предоставить Украине военную помощь в соответствии с Будапештским меморандумом:
"У нас есть официальное обязательство, которое взяли на себя Соединенные Штаты, помогать украинцам защищаться... Соединенные Штаты подписали соглашение под названием Будапештский меморандум о гарантии безопасности. Согласно Будапештскому меморандуму, Украина согласилась отказаться от ядерного оружия. У Украины был третий по величине арсенал ядерного оружия на планете. Америка вполне разумно считала, что мир был бы более безопасен, если бы в Украине не было ядерного оружия. И совершенно новое украинское правительство согласилось и отказалось от ядерного оружия, сделав Америку более безопасной и весь мир более безопасным.
Но украинское правительство сделало это недаром. Оно сделал это в обмен на четкие заверения в том, что Соединенные Штаты будут защищать территориальную целостность Украины. Позвольте мне повторить: Соединенные Штаты взяли официальное обязательство перед украинцами, что если они откажутся от ядерного оружия, мы поможем им защитить себя. И украинцы просят нас выполнить наше обязательство в очень конкретной форме: немедленных санкций по "Северному потоку – 2" и оружию, чтобы они могли защитить себя".
И в завершение – слова лауреата Нобелевской премии, французского и американского писателя Эли Визеля (1928–2016): "Мы должны становиться на чью-то сторону. Нейтральность помогает угнетателю, но никогда – жертве. Молчание поощряет мучителя, но никогда – того, кого мучают. Иногда мы должны вмешиваться. Когда человеческие жизни оказываются в опасности, когда человеческое достоинство под угрозой, национальные границы и чувствительность теряют значение". Эти же мысли разделял гениальный итальянец Данте Алигьери (1265–1321): "Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших моральных переломов сохранял нейтралитет".
Источник: Украинская правда
Опубликовано с личного разрешения автора