В этом году каждого долбануло по-своему, и мы в миллионный раз вдруг поняли, что все в одной лодке
Не смотрите вверх. Смотрите в себя.
Помню, в конце 2014 года социальная сеть Facebook преподнесла новогодний сюрприз своим пользователям. Набор слайдов из личного аккаунта сопровождался праздничным слоганом: "Это был прекрасный год, спасибо, что провели его вместе!"
Наш 2014-й – это расстрелы на Майдане, аннексия Крыма, война, Иловайск, квазиреспублики во главе с бандюками и новая реальность… То, что случилось в 2014-м, еще совсем недавно казалось немыслимым, невозможным, невообразимым.
Facebook придумали не в Украине, но это мировая сеть. Больше миллиарда пользователей на тот момент. Меня всегда удивляет, когда взрослые люди не понимают элементарных вещей. И ведут себя, будто дети малые на утреннике. Ну очевидно же, что ни один на свете год не может быть прекрасным для всех. Что планета, смертельно уставшая от людей, живет по-всякому, каждую минуту. Что мир по-прежнему полон боли и далек от царства божьего. Даже если у кого-то в данный момент все хорошо.
В этом году Facebook опять предложил попраздновать, правда, уже с другой формулировкой. "Мы понимаем, что этот год был тяжелым для многих, но, может, вы захотите вспомнить приятные моменты". Для того чтобы в администрации Facebook поняли, что не бывает никаких прекрасных годов для всех, понадобилась вселенская пандемия.
Общая беда сближает – известный факт. Когда накрыло всех повсюду и не видно конца-краю бедствию, наступает единство и прозрение. Перед лицом общей угрозы появляется некоторая деликатность, внимательность, уважительность, тактичность. Всех ко всем. Не без вывихов, проблем и исключений. Но наступает. Поскольку вселенские бедствия не вечны, тактичность то наступает, то отступает. Так и живем.
Кто-то когда-то отметил, что основной проблемой "Гамлета" является полное отсутствие взаимопонимания среди героев. Никто там никого не слушает и не слышит, каждый на своей волне, всем мерещится свое, у всех свои погремушки, ожидается одно, случается другое. Поэтому все умерли. И убирали их поодиночке.
Из того прогнившего королевства уцелел только друг Гамлета Горацио, который как раз внимательно всех слушал, ко всему прислушивался, во все вникал и вообще отличал сокола от цапли. "Горацио, ты с нами?" – "Лишь отчасти".
Бессмертные пьесы весьма поучительны, и их надо внимательно читать с самого начала, там нет случайного и проходного, даже на уровне реплик. Горацио был и самым внимательным, и самым деликатным, всем сочувствовал и все время находился рядом. Все мрут, а он – как заговоренный. Такой единственный выживший очевидец катастрофы. И ему типа жаль, что все так получилось. "Что случилось с вашей подводной лодкой "Курск"?" – "Она утонула".
Лучший друг Гамлета – примечательный образ, он все время поблизости, чтобы морально поддержать и, по возможности, помочь, но в итоге регулярно констатирует чью-нибудь гибель. А сам-то как? А сам – молодцом. Входят войска Фортинбраса. И Горацио уже с ними. И, видимо, тоже отчасти. И на кого меньше всего обращено читательское внимание? Да на него же.
Пока мы ни во что не вникаем, веселимся на чужих похоронах, забиваем на ближнего с его погремушками, ничего не извлекаем из своего бесценного опыта, Горацио рядом и тщательно подбирает наш опыт. Раз уж нам самим он без надобности. И пока мы не вникаем, он вникает за нас. Это он в пьесе такой один. А реальность устроена сложнее и разнообразнее. Шекспир просто первым обратил внимание на этот человеческий тип. Он всегда рядом, следует за нами, как тень, но на него не обращают внимания. Призрак папы Гамлета видят, бредни всякие слушают, в заговоры верят, а того, кто под самым носом за нас вникает, не замечают в упор.
Короткая память и внезапный талант спохватываться, когда долбануло уже по тебе, – особые свойства человеческой натуры. И прозрение бывает таким крохотным, что не успеваешь за новостями. Еще вчера открылись архивы, обрушилась страшная правда о недавнем прошлом, появились факты и аргументы, из всех щелей полезли данные, а сегодня уже закрыли "Мемориал" и тюрьмы вновь полны инакомыслящими. В той "братской" стране, с которой мы исторически связаны и которая еще вчера давала нам гарантии безопасности. Поэтому у нас на фоне гарантий восемь лет идет война, очередной виток эскалации и туча "братских" войск на границах. "Горацио, ты с нами?" – "Лишь отчасти". Оставайтесь снами. Гарантии безопасности.
Это был тяжелый год. Для многих и многих. И, конечно, замечательный, удачный, особенный, невероятный – опять-таки для многих. Хватало всякого с избытком, каждого долбануло по-своему, и мы в миллионный раз вдруг поняли, что все в одной лодке. Мы опять, наконец, все поняли. Даже администрация Facebook. И пытаемся извлечь опыт. Пока опасность не отступила.
В конце уходящего года Netflix бонусом выпустил предсказуемую апокалиптическую комедию "Не смотрите вверх". Дескать, поздно уже, считают создатели, смотреть вверх, вниз, по сторонам, пить "Боржоми", шампанское – мы везде опоздали. Мы слишком долго ни во что не вникали, в итоге нас капитально накрыло. На этот раз – без вариантов. Спасибо, конечно. А вы не опоздали со своими прогнозами.
Я думаю, мы все-таки попытаемся выплыть и уцелеть, хотя человечество обходится планете все дороже и дороже и ее терпение не бесконечно. Но мы попытаемся. "Я хотя бы попытался", – как говорил другой герой в другом фильме.
Не смотрите вверх. Смотрите в себя. Никогда не поздно.
Источник: "ГОРДОН"