Обвалом для Зеленского станет понижение рейтинга ниже 22–23%. Тогда его ядерный электорат начнет в нем разочаровываться. Пока этого не произошло

Фото: Vadym Denysenko / Facebook

Рейтинги Зеленского. О чем не говорят политологи.

Оппозиции удалось навязать дискуссию "Зеленский начал сыпаться", и власти не знают, как на это ответить. Более того, вместо перезагрузки всего правительства, Зеленский пошел по пути косметического ремонта, который только усугубит ситуацию.

Итак, давайте начнем с цифр. На днях будет, по-моему, самая точная социология от Украинского института будущего (это не телефонный опрос, как делал КМИС, и не на бумажных носителях, как делает Центр Разумкова, а 2400 респондентов face to face), но уже сейчас мы можем говорить об определенных тенденциях. А они следующие: в феврале этого года рейтинг Зеленского был минимальным за весь период его правления – 23%, затем были решения СНБО и в августе рейтинг президента достиг пиковых 32%. Сейчас, судя по всему, он опустился к своим весенним цифрам в 25–27%. И поэтому пока мы можем говорить о том, что ядерный электорат Зеленского остается ему верным (об особенностях этого электората я писал раньше более подробно, но хочу еще раз подчеркнуть: это люди с довольно низкими социальными связями, которые благодаря Зеленскому неожиданно оказались на первых ролях: они смогли "сделать" старых политиков и продолжали их "делать" в том числе и благодаря решениям СНБО. И за это они глубоко благодарны Зеленскому).

Поэтому, когда эксперты говорят, что Зеленский обрушился, это не совсем корректно. Обвалом для него станет понижение рейтинга ниже 22–23%. Это означает, что его ядерный электорат начинает в нем разочаровываться.

А теперь давайте рассмотрим, что происходит в нашей политике, чтобы лучше понимать политические тенденции.

1. В течение последних двух лет и особенно после начала новейшей работы СНБО коммуникация с обществом проходила по следующей схеме. Появлялся скандал, команда Зе продуцировала контрскандал и возглавляла хайп вокруг контрскандала. Но начиная с сентября команда президента перестала производить контрскандалы. И этого не могут не заметить избиратели: скандал не перекрывается ничем, а оседает в головах людей, не вытесняясь ничем другим (классический пример – совершенно бестолковая кампания по увольнению Разумкова, позволившая ему набирать несколько процентов политического рейтинга).

2. Банковая не заняла ни одной позиции в вопросах вакцинации. А у нас общество расколото пополам: 49% хотят вакцинироваться и 51% категорически против (данные Украинского института будущего). В связи с тем, что этот раскол достаточно агрессивен, выходит ситуация, когда и одни, и другие начинают обвинять власть. Вакцинаторы – за отсутствие четкой позиции, а антивакцинаторы – за то, что власть подыгрывает провакцинаторам. И это также должно отразиться на рейтингах.

3. Страх перед будущим становится доминантной эмоцией в обществе, где нет четких ответов на очень болезненные вопросы: цены, электроэнергия, газ, кислород и так далее. Команда президента упустила тот момент, когда нужно было успокаивать общество. Сейчас оно просто так, без изменения лиц, не поверит в то, что все будет хорошо.

4. Офшорный скандал вряд ли особо повлиял на рейтинг Зеленского, но он сделал трещинку в броне его избирателя, который едва ли не впервые за два года мог задуматься над следующим вопросом: "А может, Зеленский такой же, как и все остальные?"

5. Отдельно следует остановиться на изменении тональности каналов Ахметова, которые, по сути, перешли в оппозицию к действующей власти. О причинах такого разворота нужно говорить отдельно, но теперь оппозиционными к власти являются "Прямий", "Еспресо", "Наш" и "Украина 24". Суммарно у них рейтинги выше, чем раньше имели медведчуковские каналы, и они "обеспечивают" антивластным контентом несколько миллионов активных избирателей.

А теперь перейдем к новым лицам, которые нам предлагает власть. Сейчас для Зеленского было бы очень важно перезагрузить весь Кабмин, который явно не справляется ни с одним из серьезных, тревожащих украинцев вызовов. И такая перезагрузка вместе с рядом простых, но важных решений, связанных с ценой на газ и увеличением числа субсидиантов, дала бы президенту многомесячный люфт. При всем уважении к части новых министров в целом все выглядит так, что меняются малоизвестные для широкой общественности люди на таких же малоизвестных людей, которые будут отвечать за вещи в целом не очень интересные обществу именно сейчас. Общество точно ждало перезагрузки в энергетике или социальной политике. И, наверное, единственное действительно неотложное увольнение – это замена бездарного министра обороны Тарана.

Подводя итог, стоит отметить еще один момент: правительство сейчас снова хочет подать программу действий на утверждение в Раду. Но если это произойдет, рейтинг Зеленского будет падать быстрее, ведь обществу будут предлагать заморозить нынешний статус-кво, когда малоизвестные люди не дают никаких ответов на жизненно важные вопросы, получают иммунитет от увольнения еще на год.

Как бы то ни было, пока выглядит так, что президент отстает на шаг и никак не может нащупать твердую почву, от которой он мог бы оттолкнуться.

Источник: Vadym Denysenko / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора