Французам пришлось умирать не за Данциг, а за Францию. Но выводы не сделаны

Фото: Юрій Гудименко / Facebook

"Умирать за Данциг? / Mourir pour Dantzig?

Вон там, в столбике слева, эта легендарная статья, заглавие которой превратилось в слоган: "Зачем умирать за Данциг?" Данцигом тогда называли нынешний Гданьск, Данциг – или Гданьск – требовал Гитлер и обещал, что как только свободный город станет немецким Данцигом, войны больше никогда не будет и все будут жить в покое.

Правда, до этого Гитлер также говорил о Рейнской зоне, Австрии, Судетах, а затем и всей Чехословакии, поэтому поверили ему не все. Но многие просто хотели верить. Не то, чтобы верить Гитлеру или в Гитлера, – верить в то, что все как-то уляжется, что не будет войны, что будет все как всегда и ничего страшного не будет.

Но это было.

Статья французского полусоциалиста Марселя Деа вышла 4 мая 1939 года в парижской газете L'Œuvre. До официального начала Второй мировой войны оставалось менее четырех месяцев. Французам пришлось умирать не за Данциг, а за Францию.

Сам автор статьи Марсель Деа из полусоциалиста (неосоциалиста, как говорили тогда) быстро стал настоящим нацистом, вошел в коллаборационное правительство захваченной немцами Франции. Затем сбежал, скрывался до конца жизни, был похоронен в могиле без имени на надгробии. А фраза остается известной на Западе.

Только выводы не сделаны.

Источник: Ю.Г. | Юрій Гудименко / Telegram

Опубликовано с личного разрешения автора