Куратор выставки Body Worlds Уолли: Среди наших доноров в основном немцы и североамериканцы. Украинцев пока нет. Но это только пока
Директор Института пластинации в Гейдельберге Анджелина Уолли, креативный куратор выставки Body Worlds и жена анатома Гюнтера фон Хагенса, создавшего метод пластинации мертвых тел, в интервью "ГОРДОН" рассказала, почему люди после смерти хотят стать экспонатами института, как вид мертвых тел помогает сохранить здоровье, сколько хранятся экземпляры после пластинации и для чего трупам на выставках придают позы живых людей.
Впервые выставка Body Worlds "Вселенная тела" была показана в 1995 году в Токио, а спустя 24 года ее привезли в украинскую столицу. Экспонаты – это тела и органы людей, сохраненные в естественном виде благодаря методу бальзамирования – пластинации, изобретенном в 1977 году немецким анатомом Гюнтером фон Хагенсом. Анджелина Уолли с 1992 года является супругой доктора и вместе с ним работает над созданием пластинатов.
Традиционно люди могут ассоциировать грубую анатомию со смертью или распадом, что может привести к неприятным реакциям, но пластинация и выставка Body Worlds показали, что это не обязательно так
– Анджелина, какая цель выставки? Кому стоит ее посещать, а кому нет?
– Body Worlds – "Вселенная тела" предлагает возможность каждому желающему заглянуть внутрь себя. Тело дается нам на всю жизнь. Каждое наше чувство или действие зависит от тела. Без него мы попросту не могли бы существовать. Тем не менее люди, которые не являются специалистами, зачастую не имеют возможности заглянуть внутрь, узнать, из чего на самом деле они состоят. А выставка Body Worlds дает такую возможность. Проходя через выставку и наблюдая в прямом сравнении за здоровыми и пораженными болезнью органами, посетители получают глубоко трогательную встречу с внутренним явлением – рефлексией. Она коренным образом меняет взгляды на самих себя. Люди меняют свои поведенческие модели в пользу более здорового образа жизни. Согласно опросам, проведенным через полгода после окончания наших выставок, 9% посетителей признались, что бросили курить, 30% стали отдавать предпочтение здоровому питанию и 25% – больше заниматься спортом.
– Есть ли возрастные ограничения для посещения выставки?
– Нет. Body Worlds – это научно-образовательная экспозиция. Однако нужно учитывать всю специфику экспонатов и свою готовность к знакомству с ними перед посещением. Детям до шести лет включительно вход бесплатный. Выставка предназначена для всех, кто заинтересован в том, чтобы узнать, что делает нас людьми. У детей часто случаются откровения о собственном теле, вследствие чего они часто заявляют, что никогда не станут курить, хотят оставаться здоровыми после того, как видят на выставке больные образцы.
– У людей вид внутренних органов зачастую вызывает отвращение. Почему так происходит? Должно ли так быть?
– Традиционно люди могут ассоциировать грубую анатомию со смертью или распадом, что может привести к неприятным реакциям, но пластинация и выставка Body Worlds показали, что это не обязательно так. В отличие от того, что можно увидеть в лаборатории грубой анатомии, пластинированные образцы, показанные на выставке, – сухие, без запаха и полностью сохраненные в эстетическом и реалистичном виде, каждый из которых вдохновляет (и, возможно, внушает трепет), поскольку он отражает великолепную сложность человеческого тела. Я считаю, что эстетически приятное представление реальных тел на выставке превращает смерть в источник четкого знания о жизни человека, что делает ее более захватывающей. Люди, которые видели экспозицию, очень позитивно и трогательно реагируют на собственный опыт в рамках Body Worlds и обычно говорят: "У меня кардинально изменился взгляд на себя и я никогда больше не буду воспринимать свое тело как должное".
"Вселенная тела" прославляет эстетику и дизайн человеческого облика
– Какой срок годности экспонатов выставки? Сколько лет самому старшему эскпонату и что он собой представляет?
– Образцы сохраняются с помощью метода пластинации, изобретенного в 1977 году анатомом Гюнтером фон Хагенсом, и с тех пор постоянно совершенствующегося. С помощью данного метода все растворимые жиры и жидкости в покойном теле заменяются полимерами, которые затвердевают с помощью газа, тепла или света. Подобный метод позволяет сохранять тело до микроскопического и клеточного уровня и оставлять его таким в течение практически неограниченного периода времени. Они, безусловно, так же прочны, как мумии старого фараона. Самые старые пластинированные образцы появились в первые дни пластинации, в конце 1970-х годов, первый пластинат всего тела был создан в 1992 году.
– Для чего вы мертвые тела выставляете в позы, демонстрирующие деятельность, представляете их как живых (например, играют в шахматы, скачут на лошади, катаются на коньках)?
– За более чем 20 лет работы выставки Body Worlds мы узнали, что посетители восприимчивы, и многое зависит от эстетических образов наших экспонатов. Наши первые пластинаты изображались в жестких и вертикальных позах, как их могли бы изучать в клинической анатомии. Представляя эти первые экземпляры, мы заметили, что посетители были очарованы, но все же не могли связать пластинаты со своей повседневной жизнью. Мы с Гюнтером фон Хагенсом посмотрели на художников эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело – и на то, как они изображали человеческое тело в анатомических рисунках, в природных ландшафтах и в реалистичных позах. Пришло осознание того, что наши образцы также нуждаются в эстетическом качестве, особенно когда речь идет о "неспециалистах", которые могут прийти на выставку с сомнениями. Часто некоторые из экспонатов выбираются специально для того, чтобы подчеркнуть специфические анатомические особенности, например, более спортивные позы иллюстрируют использование мышечной системы во время занятий спортом, а позиция шахматиста иллюстрирует нервную систему.
– Есть ли в таких композициях, по вашему мнению, искусство? Видите ли вы в этом эстетику?
– Начиная с эпохи Возрождения человеческое тело прославляется как искусство. И не удивительно, ведь оно прекрасно и искусно по своей форме и назначению. Body Worlds прославляет эстетику и дизайн человеческого облика. Выставка демонстрирует чудо человеческого тела, его интеллект, выносливость и уязвимость.
Один из наших умерших доноров тела перенес операцию по смене пола. Вероятно, будет непросто придумать подходящую для него позу
– Случались ли мистические события в вашей лаборатории или на выставках?
– Сейчас, когда более 49 миллионов посетителей из 32 стран и шести континентов видели Body Worlds, это самое впечатляющее и волшебное для меня. Я была свидетелем того, как подростки от Германии до Японии выбрасывали свои пачки сигарет после того, как увидели легкие курильщика и некурящего человека и осознали, что курение – больше не круто. И то, как представители различных религий восхищались выставкой за ее образовательную ценность и способность раскрывать человеческий облик – тот же облик, который, как многие считают, был создан Богом.
– С какими самыми необычными телами вам приходилось работать?
– Несмотря на то, что каждое тело уникально, наш институт удостоился чести сохранить некоторые уникальные экземпляры, в том числе громадного слона и гориллу, которые сейчас являются частью нашей выставки Animal Inside Out. Благодаря пластинации мы смогли сохранить этих животных, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения, чтобы они могли продолжать просвещать общественность о разнообразии животного мира на планете для последующих поколений.
В другом случае один из наших умерших доноров тела перенес операцию по смене пола. Это тело все еще находится в процессе пластинации, и, вероятно, будет непросто придумать подходящую для него позу.
– Уже более 18 тыс. живых людей во всем мире завещали вашей лаборатории свои тела. Кому вы отказываете, а кому даете согласие? Люди получают согласие, гарантию, что будут пластинированы?
– Все люди, заинтересованные в донорстве тела для пластинации, считаются наивысшей ценностью для анатомического исследования. Мы признательны каждому из них и с глубочайшим уважением и благодарностью относимся к их решению. Наш институт принимает органы доноров, которые специально зачислены в программу донорства Института пластинации. Бывают случаи, когда мы не можем принять пожертвование, то есть когда тело было предварительно подвергнуто вскрытию, когда на теле уже наблюдаются поздние стадии распада или в случае определенных инфекционных заболеваний. Мы всегда призываем наших доноров сообщать о своих пожеланиях членам их семей и близким друзьям, чтобы они могли обеспечить исполнение своих пожеланий после смерти.
Правильно препарированный цельнотельный пластинат требует 1–1,5 тыс. часов работы
– Есть ли желающие из Украины завещать свое тело Институту пластинации?
– На данный момент из зарегистрированных более чем 18 тыс. доноров нет украинцев. Но это только пока. Список доноров включает в себя в основном немцев и североамериканцев.
– Почему люди хотят, чтобы их тела были пластинированы?
– Большинство доноров были мотивированы посещением выставки Body Worlds. Преобладающим желанием является служение медицинским исследованиям и образованию. Ниже приводится небольшой перечень мотиваций для донорства тела для пластинации:
89% хотят служить благим целям, 74% увлекаются пластинацией, 53% не хотят обременять своих родственников уходом за могилой, 49% недовольны мыслью о кремировании или захоронении, 51% увлекаются публичными выставками, 42% хотят быть сохраненными навсегда для потомков, 31% хотят сэкономить на похоронах, 15% не имеют родственников.
– Хранят ли родственники в домах или склепах пластинированные тела своих умерших родных, получаете ли вы такие частные заказы? Какова стоимость пластинации одного тела?
– Образцы доступны только для обучения, исследований и информирования квалифицированных пользователей. Квалифицированными пользователями являются высшие учебные заведения, больницы, школы и музеи, а также врачи, профессора и аналогичные лица, участвующие в соответствующих исследованиях. Мы не можем предложить пластинацию частным лицам для непрофессионального использования.
Стоимость предоставления этих образцов зависит от времени, затрачиваемого на вскрытие и подготовку. Правильно препарированный цельнотельный пластинат требует 1–1,5 тыс. часов работы, а некоторые более сложные анатомические препарации требуют еще больше времени для завершения.
– Боитесь ли вы и ваш супруг смерти?
– В своей карьере мы поняли, что жизнь исключительна, а смерть – универсальна. Это заставило нас с Гюнтером не бояться смерти, а наоборот, принять жизнь.
– Чего вы вообще боитесь в жизни?
– Я стараюсь не жить со страхом, а превратить страх в вызов.
– Ваш муж – анатом, он посвятил свою жизнь работе с мертвыми телами. Какой он в обычной жизни? Каковы его слабости, увлечения?
– Пластинация – его страсть и хобби. Когда он не в лаборатории, у него много других интересов, например, посещать музеи, заниматься спортом, путешествовать или играть на инструменте, но он каким-то образом всегда связывает то, что делает, с пластинацией. Я бы сказала, что его самая большая слабость – это также его величайшая сила, он настолько предан пластинации, что она поглощает его. В настоящее время Гюнтер, к сожалению, страдает болезнью Паркинсона, которая сильно ограничивает его деятельность.