"Адажио" Альбиниони: кто на самом деле написал знаменитое произведение
Произведение, известное как "Адажио" Альбиниони, с момента его первой публикации считалось образцом искусства барокко, но современные музыковеды уверены, что оно было написано в ХХ веке.
8 июня 1671 года родился венецианский композитор Томазо Джованни Альбиниони. Он наиболее известен как автор знаменитой мелодии "Адажио". Ее чаще всего так и называют: "Адажио" Альбиниони.
Но музыковеды в конце 1990-х годов пришли к выводу, что авторство Альбиниони – мистификация.
Подлинная история написания "Адажио" неизвестна. По одной из версий, автором знаменитейшей композиции является биограф Альбиниони, профессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910—1998). Считается, что Джадзотто написал "Адажио" сам, но выдал произведение за труд композитора эпохи барокко, исследованию творчества которого посвятил жизнь.
Томазо Джованни Альбиниони писал в основном музыку для опер и оставил около 50 произведений. Он был выходцем из состоятельной семьи местной аристократии и мог позволить себе заниматься независимым творчеством. С детства Томазо был погружен в мир музыки: играл на скрипке и обучался пению.
Композитор не ценил свой талант высоко, отличался склонностью к рефлексии и подписывал произведения как "венецианский любитель". При этом Альбиниони высоко оценили коллеги. Так, Иоганн Себастьян Бах использовал его произведения в своем творчестве.
Имя Томазо Джованни Альбиниони на протяжении веков было забыто.
В середине ХХ века его популяризировал Джадзотто. Он впервые опубликовал "Адажио" в 1958 году под названием "Адажио Соль Минор для струнных и органа на основе двух тем и басовой линии Альбинони". Полной аутентичной партитуры никто никогда не видел. Исследователи отмечали, что эта музыка по стилю отличается от произведений барокко и другого творчества Альбиниони.
В 1960-х заявление Джадзотто о том, что авторство принадлежит Альбиниони, восприняли безоговорочно. После смерти профессора исследователи, которые продолжили изучать творчество композитора, единогласно пришли к выводу, что "Адажио" – мистификация Джадзотто.