Формула "Роттердам плюс" не влияет на стоимость электроэнергии для населения – эксперт
Закупка угля по ценам, превышающим прогнозные, может повлиять только на тариф для промышленных потребителей, заявил заместитель председателя Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква.
Закупки угля за рубежом, даже по цене, превышающей его прогнозную стоимость, заложенную в оптовую рыночную цену (ОРЦ) электроэнергии, не повлияют на тариф для населения.
Об этом в комментарии "Энергореформам" заявил заместитель председателя Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква.
"Цена угля, заложенная в утвержденной оптовой рыночной цене на электроэнергию на 2017 год ("Роттердам плюс". – "ГОРДОН"), составляет $83, или 2235 грн за тонну, без ж/д перевозки и сегодня не покрывает цену импортного угля марки АШ – ни того, который импортируется из Южной Африки ($107 за тонну), ни закупленного в США ($113 за тонну)", – отметил он.
По его словам, оптовая рыночная цена установлена Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), до конца года и влияет только на тариф для промышленных потребителей.
"Для населения программа НКРЭКУ по поэтапному повышению тарифов в 2015–2017 годах выполнена полностью, а новой программы по устранению перекрестного субсидирования пока нет", – сказал Саква.
Эксперт подчеркнул, что цена, по которой генерирующие компании сегодня закупают уголь, будет влиять только на прибыльность или убыточность этих компаний "без последствий для потребителей".
В апреле 2016 года НКРЭКУ утвердила методику расчета оптовой цены электроэнергии, которая базируется на европейском индексе цен на уголь.
Глава Нацкомиссии Дмитрий Вовк заявлял, что предельная цена угля по этой формуле будет формироваться с учетом индекса на европейской бирже в Роттердаме (API2) и стоимости транспортировки этого угля на внутренний рынок (формула "Роттердам плюс транспорт").
Директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник заявлял, что формула "Роттердам плюс" незаконна, поскольку Украина импортирует всего 3% угля. В то же время Насалик говорил, что в 2017 году около 25% антрацита в Украине имеет импортное происхождение.