Кладовщик, продавец, сапер. Кем работали "севастопольские диверсанты" после аннексии
Дмитрий Штыбликов, Алексей Бессарабов и Владимир Дудка, арестованные в Севастополе, много лет не имели отношения к украинской армии и разведке, рассказали их друзья и родственники.
Трое мужчин, арестованных в оккупированном Севастополе по обвинению в подготовке диверсий, закончили факультеты военной разведки советских военных училищ, однако много лет никак не были связаны с Вооруженными силами Украины. Об этом изданию "Крым.Реалии" рассказали родственники и знакомые арестованных.
Двое задержанных – Алексей Бессарабов и Дмитрий Штыбликов – до 2014 года работали экспертами в аналитическом центре "Номос" в Севастополе. Эта неправительственная организация специализировалась на исследованиях в сфере международных отношений, национальной безопасности и евроатлантической интеграции в Черноморско-каспийском регионе.
У Алексея и Дмитрия похожая биография. Оба учились на факультетах разведки в военных училищах, после учебы пошли служить вначале в советские Вооруженные силы, а потом – в украинские. По разным причинам они уволились из ВСУ. Штыбликов ушел, когда получил ранения из-за случайно разорвавшегося снаряда, а Бессарабов – когда заболел язвой желудка, рассказал их близкий друг Павел Лакийчук, также работавший в "Номосе".
"Леша Бессарабов к нам пришел позже из Военно-морских сил. Он с нами не очень сотрудничал, больше работал корреспондентом в украинском издании "Главред". Давал хорошие новостные статьи. Мы были общественной организацией и не могли позволить себе больших гонораров", – рассказал Лакийчук.
После аннексии Крыма руководство "Номоса" решило закрыть центр. Некоторые его сотрудники переехали на материковую Украину. Бессарабов и Штыбликов решили остаться, поскольку не могли оставить свои семьи на полуострове, сказал друг задержанных.
"Насколько я знаю, Дмитрий работал на каком-то складе кладовщиком или вроде того. А Леша – продавал судовые запчасти. То есть ни аналитикой, ни сбором информации они не занимались и не могли заниматься", – считает Лакийчук.
По его словам, после событий 2014 года Дмитрий и Алексей решили посвятить свою жизнь семьям. У Штыбликова недавно вышла замуж дочь, а Бессарабов занимался воспитанием пятилетнего сына. Обвинения в диверсионной деятельности друг задержанных считает абсурдными.
"Алексей и терроризм – это вообще две несовместимые вещи. Он гуманист. Тем более он испытывал проблемы со здоровьем", – рассказал их бывший коллега.
Третий фигурант дела – Владимир Дудка – родился в Сумах в 1964 году. Окончил факультет разведки Калининградского высшего военно-морского училища. По распределению попал на службу в Черноморский флот. После распада СССР перешел в Военно-морские силы Украины – командовал в Севастополе кораблем "Симферополь", выяснило издание.
"В 2007 году вышел на пенсию. Если мне не изменяет память, работал в администрации Ленинского района Севастополя. Потом работал по разбору, вывозу и уничтожению боеприпасов в инкерманских штольнях", – рассказал старший брат Владимира Петр Дудка.
Как специалист по разминированию штолен Дудка работал сапером в севастопольском управлении МЧС России вплоть до дня ареста, однако сейчас его уволили задним числом, утверждает брат.
По словам друзей и близких Дудки, он никогда не интересовался политикой.
По словам близких, Штыбликов, Бессарабов и Дудка были друзьями, часто виделись и общались. Именно поэтому они подошли российским спецслужбам для фабрикации дела об "украинских диверсантах", считают собеседники "Крым.Реалий". Они действительно разведчики по образованию и украинские военные в прошлом.
10 ноября ФСБ РФ заявила о задержании в Севастополе планировавших теракты "украинских диверсантов". В Министерстве обороны Украины заявили, что в Крыму никаких украинских диверсантов нет, а в Главном управлении разведки Минобороны Украины отметили, что информация о задержании в Севастополе якобы участников диверсионно-террористической группы ведомства – фейк.
Позже российские СМИ сообщили, что были задержаны Алексей Бессарабов, Дмитрий Штыбликов и Владимир Дудка. Ленинский суд города Севастополя принял решение арестовать задержанных по подозрению в подготовке диверсий на полуострове.