Il Foglio: Бог умер в Сталинграде
Как отмечает Wall Street Journal, Роджер Скратон является "самым знаменитым философом Великобритании", создателем наиболее престижного консервативного журнала Salisbury Review и автором 30 книг. Ученый выдвигает тезис: христианство превосходит любую другую религию, так как впервые в истории человечества оно не фокусируется на жертвах других людей, но на самопожертвовании.
Философ полагает, что западное общество построено на светских институтах и законах, где нет почти никакой отсылки к трансцендентному. Новым стал распространившийся отказ от священных вещей, уход "божественного" из городов, телесной, эмоциональной и умственной жизни людей. "Обычаи и церемонии больше не находят места в современном существовании, уходят в прошлое такие добродетели как невинность, уважение и чувство стыда».
Скратон указывает, что способность к самопожертвованию лежит в глубине каждого человека. "Христианство пересмотрело само понятие жертвы: человек стал жертвовать собой для других, а не требовать для себя жертв со стороны других. Когда мы судим о религиях, мы четко понимаем, что они требуют либо самопожертвования, либо жертв других. Это вошло в наше сознание в результате действий исламских “мучеников”».
Тем не менее, ученый считает, что ислам не объясняет мир, его создание и его смысл. "Ислам – это отчаянный вопль, обращенный к Богу, чтобы он проявил себя, и надежда достичь цели благодаря огромному числу убитых".
Мыслитель полагает, что религия является составной частью системы человеческого мышления. Он подчеркивает, что вопреки мнению критиков, религия не провоцирует насилие, а предлагает решение. Скратон проводит параллель с навязчивой идеей о сексуальности: религия здесь не причина, а попытка решить вопрос.
"Чего именно лишатся европейцы, если отвергнут христианскую религию? Большая часть рода человеческого не может жить без религии, в противном случае можно пасть в бездну ужасного нигилизма, который уже дважды принес неисчислимые беды нашему континенту. Атеизм полностью проявил свою разрушительную силу в Сталинграде, где столкнулись две атеистические философии, стремясь уничтожить друг друга. Там не было места проявлению милосердия, и все человеческое было уничтожено. Единственным результатом было торжество нигилизма", – резюмирует автор.