Бальцерович: Украина может повторить "экономическое чудо" Польши

Лешек Бальцерович --- автор проекта "шоковой терапии", возродившей польскую экономику после развала СССР
Фото: blog-executive.ranepa.ru

Украина способна высвободить свой экономический потенциал и стать процветающей страной, несмотря на долгие годы "панибратского капитализма", уверен "отец" польских реформ Лешек Бальцерович.

Кризис в Украине возродил воспоминания о старой "холодной войне" и вызвал опасения начала новой. Обескураженность вызывает не только политическое состояние страны – с аннексированным Крымом и русскими войсками у восточной границы, – но и уязвимость ее экономического состояния – медленный рост и дефицит бюджета, превышающий 5% валового внутреннего продукта, прокомменитировал Лешек Бальцерович в блоге на FT.

Но все же нынешнее экономическое положение Украины не означает, что экономическое будущее страны будет мрачным. Как и Польша в 1989 году, Украина обладает большим потенциалом к улучшению. И если она решит свои проблемы с помощью правильных реформ, то сможет высвободить свой потенциал, как это сделала Польша четверть века назад.

 Как и Польша в 1989 году, Украина обладает большим потенциалом к улучшению.

После развала СССР в странах бывшего Советского блока сформировались огромные различия темпов роста экономики в долгосрочной перспективе. В то время как Польша удвоила свой валовый внутренний продукт к 2013 году, Украина оказалась ниже своего первоначального уровня. Институциональные изменения или их отсутствие – это ключ к этой разнице.

Польша и большинство других стран бывшего СССР стремительно реструктурировали государственные аппараты, чтобы обеспечить рост динамических, политически автономных частных компаний в рамках конкурентоспособных внутренних рынков. Наоборот, в Украине, как и в России, панибратский капитализм взял верх. Политически связанные бизнесмены могут использовать свое политическое покровительство, чтобы захватить активы менее удачливых предпринимателей, а некоторые политики используют власть для собственного обогащения.

Это ограничивает конкуренцию, эффективность и структурные изменения, работает против малых и средних предприятий, сдерживает инвестиции и способствует развитию теневой экономики. Последующие плохие экономические показатели и вопиющая несправедливость приводят к глубокому недоверию к политикам, которые в ответ состязаются в популизме с губительной финансовой политикой. Эти особенности украинского режима усугублялись под руководством президента Украины Виктора Януковича, изгнанного в прошлом месяце, после протестов в Киеве на Майдане.

В то время как Польша удвоила свой валовый внутренний продукт к 2013 году, Украина оказалась ниже своего первоначального уровня. Институциональные изменения или их отсутствие - это ключ к этой разнице.

Вместе с тем, нет повода жалеть Украину. Да, условия, которые она унаследовала из советской эры, включая высокий уровень инфляции и слабый государственный аппарат, были сложнее, чем у Польши. Но и у развитых западных стран бывали трудности из-за плохой политики. К примеру, легкодоступное кредитование привело к экономической нестабильности США, Британии, Греции и Испании, а также к задержке реформ в Италии и Франции. Так что это не большой сюрприз – что экономические трудности постигли и Украину, самую быстроразвивающуюся страну Европы в 2002-2008 годах.

Более важно то, что хотя всеобъемлющие и радикальные реформы, проведенные сразу после краха коммунизма, оказалась эффективными, реформы, проведенные позже, также сработали. В конце 1990-х годов Болгария избавилась от гиперинфляции и оправилась от финансового краха путем жесткой стабилизационной политики. С тех пор она демонстрирует впечатляющую фискальную и монетарную стабильность. Польша ускорила приватизацию, реформирование пенсионной системы и укрепление местного самоуправления в 1998-2000 годах. Небольшой, но грамотный, сплоченный коллектив реформаторов с явным лидером может повернуть страну вспять, если им будет обеспечен политический мандат и достаточное количество времени.

Общая цель необходимых реформ ясна для многих украинцев, независимо от того, в какой части страны они живут. Во-первых, заменить существующую несправедливую и неэффективную систему на систему, стимулирующую рост экономической свободы. Во-вторых, создать условия для соблюдения верховенства закона, которое будет обеспечивать более быстрый и устойчивый экономический рост.

Небольшой, но грамотный и сплоченный коллектив реформаторов с явным лидером может повернуть страну вспять, если им будет обеспечен политический мандат и достаточное количество времени.

Не трудно предположить, каким должен быть необходимый пакет реформ, которые следует провести. Он должен быть всеобъемлющим и внедряться быстро. Он должен включать как экономические, так и политические меры: такие, как дерегулирование, упрощающее открытие частного бизнеса, быстрый аудит и ликвидация коррумпированных секторов государства. Газовый сектор с высоким уровнем коррупции должен быть реструктурирован, а похищенные активы – конфискованы у чиновников. Введение этих мер позволит сократить сопротивление ликвидации массовых субсидий на газ.

Многие экономисты и политики в Украине знают, что нужно сделать. Ключ – это политика и уже есть обнадеживающие знаки. Общество, которое сотворило движения Евромайдана, показывает впечатляющий потенциал самоорганизации. Большинство украинцев видят огромный пробел, который появился в их уровне жизни относительно, скажем, Польши, и хотят его ликвидировать. Многие понимают, что для этого необходимы радикальные реформы, что такие реформы имеют решающее значение для укрепления позиции Украины относительно России. Наконец, большинство олигархов не прельщает перспектива работать в подчиненном положении в Украине, контролируемой Россией.

Во-первых, заменить существующую несправедливую и неэффективную систему на систему, стимулирующую рост экономической свободы. Во-вторых, создать условия для соблюдения верховенства закона, которое будет обеспечивать более быстрый и устойчивый экономический рост.

Все это навело меня на последнее замечание. Сторонники падения Януковича увеличили шансы установления верховенства закона и проведения демократических реформ в Украине. Это наиболее вероятная причина попыток Владимира Путина дестабилизировать страну. Аннексия Крыма российским президентом создала геополитическую опасность, которая требует решительной реакции от объединенного Запада. Такой ответ также необходим для предотвращения дальнейших попыток дестабилизировать страну и таким образом воспрепятствовать ее реформированию.

Лешек Бальцерович – польский экономист и политик, идейный вдохновитель польских экономических реформ (так называемой "шоковой терапии" или "Плана Бальцеровича") – превращения страны с плановой экономикой в страну с рыночным хозяйством.