New York Times: У Запада нет плана по освобождению Украины из финансового плена Москвы
В контексте нарастания политического противостояния в Украине возникает вопрос экономического характера: продолжит ли Москва оказывать стране финансовую помощь, если она вновь повернется к Западу, задается вопросом корреспондент The New York Times Эндрю Крамер.
"После продолжающихся несколько месяцев акций протеста и ухода в отставку во вторник премьер-министра страны оппозиция на Украине, кажется, стоит ближе, чем когда-либо, к достижению своих целей, среди которых главные – отказаться от соглашений в сфере торговли и финансовой помощи с Россией и повернуть вместо этого в сторону ЕС", – предполагает автор.
Тем не менее, отмечает журналист, такая политическая победа чревата в скором времени экономическим кризисом. Даже если Киев снова наладит диалог с Западом, не существует готового пакета мер финансовой помощи, который бы заменил российский заем, начавший поступать в декабре. "Без иностранной поддержки Украина почти однозначно не сможет погасить свой долг или девальвирует валюту", – отмечается в материале.
"Когда ты покупаешь государственные облигации, ты хочешь быть уверенным в том, что это облигации государства, с которым у тебя дружественные отношения, – прокомментировал Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой корпорации "Открытие" (Москва). – Будет удивительно, если Россия решит дать деньги сейчас, учитывая происходящее".
"В бюджете Украины на 2014 год минимальная зарплата за месяц поднялась на 6%, до 971 гривны (114 долларов), а личный подоходный налог снизился на один процент, до 17%. Эти меры оказались возможными только благодаря российской помощи", – описывает главный экономист Citibank по России и странам СНГ Иван Чакаров.
Польский депутат Европарламента Павел Коваль призвал подготовить что-то вроде "плана Маршалла" для немедленной помощи Запада Украине, если лидерам протестного движения удастся прийти к власти, отметил Крамер.
"Несмотря на ее непопулярность среди протестующих, российская помощь эффективно стабилизировала рынок облигаций", – добавляет издание.
Уровень ставки по государственным облигациям осенью поднялся выше 10,5%, но потом опустился до 7,8% – после новостей о российской помощи, указано в статье. Это стало благом для инвесторов, в том числе Franklin Templeton, калифорнийского финансового гиганта и одной из ключевых компаний, ведающих размещением украинских государственных облигаций, отмечает Эндрю Крамер.
Тем не менее, на фоне радикализации протестов на прошлой неделе, когда демонстранты начали поджигать шины и бросать коктейли Молотова в милицию, процент по облигациям вновь увеличился до 9,2% во вторник, заключает газета.