Эксперт по вопросам энергетики Надеин: Мы не должны поставлять людям дешевый газ, чтобы они его неэффективно использовали G

Надеин: Да, мы добываем свой газ, но почему он должен стоить две гривны? 
Фото: komitet-energy.com.ua

Не следует смешивать социальную политику с энергетической и поставлять людям дешевые энергоресурсы вместо того, чтобы учить их экономии и адресно помогать бедным, сказал в комментарии изданию "ГОРДОН" эксперт по вопросам энергетики Иван Надеин. 

Только когда коммунальные услуги будут стоить дорого, украинцы научатся экономить и контролировать поставщиков услуг, что, в свою очередь, поможет сформировать цивилизованный рынок энергоресурсов. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявил эксперт по вопросам энергетики, глава организации “Комитет энергетической независимости Украины” Иван Надеин.

"С каждым повышением цен люди пересматривают подход к потреблению энергоресурсов, и получается более справедливая ситуация: мы платим за то, что потребляем. При этом в бюджете появляются ресурсы на социальные расходы, поскольку уменьшаются дотации энергокомпаниям. Сейчас по крайней мере не смешивается социальная политика государства с энергетической. Мы не должны поставлять людям дешевый газ, чтобы они его неэффективно использовали, а должны давать монетарную помощь бедным", – отметил собеседник.

По его словам, все последние годы украинцы все равно из своего кармана оплачивали дорогие энергоресурсы, только происходило это не напрямую, а через дотирование энергокомпаний из государственного бюджета, который наполняется за счет налогоплательщиков. 

"Мы 25 лет жили в некоем энергетическом колхозе, когда имели "дешевые" тарифы, но они компенсировались из большого корыта – госказны. Последние дотации в 2015 году только НАК “Нафтогазу” составили 25% всего государственный бюджета. Это те деньги, которые не дошли в больницы, школы, на ремонт дорог", – подчеркнул Надеин.

Он отметил, что украинцы все еще бездумно потребляют энергоресурсы, не умеют экономить. Поэтому ежегодно тратят 16 млрд м3 газа, что на 2 млрд больше, чем население и экономика соседней Польши.

“Среднестатический прибалт платит за 1 тыс. м3 газа €700 (примерно 25 тыс. грн), украинец – 7 тыс. грн. Да, мы добываем свой газ, но почему он должен стоить две гривны? Чтобы его добывать, нужны инвесторы и инвестиции. Норвегия больше других стран в Европе добывает газа. У них 1 тыс. м3 для населения стоит €1300. Они понимают: газ – не способ давления или политической манипуляции на выборах, а товар. Чтобы снизить расходы, норвежцы используют другие способы получения энергии. В Украине множество возможностей заменить природный газ. Просто никто не желает напрягаться и менять старую систему потребления”, – объяснил эксперт.

Еще одна серьезная проблема – обоснованность действующих тарифов и отсутствие полноценного рынка энергоресурссов.

"Чем больше затрат, потерь в сетях, тем выгоднее работать компаниям – все это закладывалось в тариф. Если население не сможет, то заплатит государство. Энергокомпании в любом случае в плюсе. Мы так жили 25 лет. Например, в Европе биржа формирует цену, а энергокомпнаии раздают электроэнергию. Эту реформу у нас надо делать. Но при этом понимать: цена киловатта вырастет еще в три раза. Готовы ли мы к этому? Поэтому правительство и проводит поэтапное повышение цен на электричество", – пояснил Надеин.

С 1 сентября в Украине подорожала электроэнергия. Тарифы на электричество для населения повысились на 25–30%.