Глава Николаевской ОГА заявил, что для проверки Николаевского глиноземного завода нужно создать следственную комиссию
Была ли оправданной приватизация Николаевского глиноземного завода, кто ее одобрил и на каких условиях, должна выяснить временная следственная комиссия, заявил глава Николаевской облгосадминистрации Алексей Савченко.
Николаевский глиноземный завод несет экологическую угрозу, поэтому нужно проверить его деятельность, выяснить, на каком основании он получил в свое распоряжение причалы, и вернуться к вопросу о том, как происходила приватизация предприятия. Такое заявление 4 апреля сделал на круглом столе в Верховной Раде глава Николаевской областной государственной администрации Алексей Савченко, сообщает сайт ОГА.
В обсуждении участвовали представители Фонда госимущества Украины, Министерства экологии и природных ресурсов, Николаевского глиноземного завода, активисты Всеукраинского союза участников боевых действий "Побратими України" из Николаевской области.
"Это предприятие имеет огромное экологическое влияние на местность. Общины, которые там проживают, не получают той экологии, которую должны получать. Вы понимаете, сколько предприятие зарабатывает денег. Вы понимаете, в какой стране мы жили. И какие последствия мы сегодня имеем. Есть определенные судебные тяжбы, которые якобы доказывают, что не существует угрозы для людей. Но если посмотреть по смертности – сколько людей болеет в этих местах – то там смертность совсем другая", – рассказал Савченко.
Губернатор заявил, что намерен поднять вопрос о получении заводом в распоряжение причалов.
"Сегодня возбуждено несколько уголовных дел по причалам, которые находятся в рейде этого мощного предприятия. Ведь это предприятие зашло и на причалы. На предприятии работают опытные люди, которые могут отстаивать не только экономическую позицию, но и завоевывать общественное мнение. Но ответа, каким образом они получили причалы, мы не получили. У меня три договора, согласно которым они должны были до 1,5 млрд грн получить на социальное обеспечение, на соцпроекты. Они брали на себя ответственность. Но не выполнили этого. А потом были суды, и эта нагрузка была изменена", – отметил он.
Глава области добавил, что условия использования причалов менялись несколько раз.
"И это менялось до тех пор, пока уже не надо было ничего отдавать. Поэтому есть определенный заангажированный механизм, который говорит о непрозрачности. Я считаю, что надо разобраться с этим вопросом. Создать на общегосударственном уровне временную следственную комиссию, например. Там возбуждено очень много уголовных дел. И будет уместно создать комиссию, которая бы на себя взяла ответственность и посмотрела детали по всем этим правам. Ведь они там еще отвели себе огромную косу. Они делают все, что угодно, как им нужно. Но надо посмотреть: первый вопрос – приватизация, второй вопрос – польза этой приватизации или реприватизации, которая будет существовать. И постепенно делать выводы", – заявил Савченко.
По мнению губернатора, стоит пересмотреть и условия приватизации Николаевского глиноземного завода.
"Надо вернуться к вопросу о том, как он был приватизирован. Кто это делал? Кто подписывал эти договоры? Кто менял? Кто в правительстве подписывал эти договоры? Какие комиссии заседали, как происходил расчет, как происходила передача этих земель? И после этого уже принимать решение – целесообразна приватизация или нецелесообразна. По закону сегодня оснований реприватизировать – нет. Потому что собственность неприкосновенна по Конституции. Необходимо этот механизм развить и доказать", – резюмировал Алексей Савченко.
Он добавил, что причалы, которыми сегодня пользуется завод, должны работать на благо общества, поэтому необходимо создать коммунальное предприятие, и вырученные от работы причалов деньги направить на ремонт и развитие дорог области.
Николаевский глиноземный завод был основан в 1980 году. Сегодня принадлежит российскому концерну "Русал", является вторым его крупнейшим глиноземным активом. Первый пакет акций (30%) был продан в 2000 году дочерней компании "Русала" – "Украинскому алюминию", в течение нескольких лет эта же компания купила на фондовой бирже тремя пакетами еще 25% акций и получила контроль над предприятием.