Кто такая Валерия Гонтарева
От интервью, даже короткого, по телефону, Валерия Алексеевна пока отказалась, сославшись на занятость. Информацию пришлось по крупицам собирать из открытых источников в сети.
Первое упоминание о Гонтаревой, как о будущем главе Нацбанка, появилось на сайте ZN.UA 10 июня 2014 года.
Издание пророчило Гонтаревой должность, ссылаясь на собственные источники в Администрации президента. Там же была опубликована короткая биография главы Нацбанка.
Валерия Гонтарева имеет 20-летний стаж работы в финансовой и банковской сферах. На данный момент (с декабря 2007 года) она является председателем совета директоров группы "Инвестиционный Капитал Украинa" (ICU, крупнейший игрок на рынке управления активами и торговли облигациями). До этого Гонтарева с 2001 года работала первым заместителем, с лета 2007-го – и.о. главы правления ING Bank, "дочки" голландского банка ING. Еще ранее – главой казначейства в украинской дочке французского Societe Generale.
В этой заметке также есть упоминание о том, что, будучи инвестбанкиром, Гонтарева среди прочего занималась структурированием сделок по привлечению финансирования для развития бизнеса Roshen в России.
Представление главы Нацбанка. Фото: bank.gov.ua
Пророчество "Зеркала" сбылось, 19 июня президент представил первую женщину в Украине, которая стала главой Национального банка.
Цитаты Петра Порошенко во время представления:
-
Мне было не просто убедить ее в том, чтобы она взяла на себя эту огромную ответственность.
-
Она один из лучших банкиров, которых я встречал.
-
Ключевое требование сегодня – независимость Национального банка.
Цитаты Валерии Гонтаревой во время представления:
-
Доверие, которое парламент оказал нашему президенту, для меня определенный вызов. И для вас тоже.
-
Все мы должны подтвердить, что мы стоим этого доверия.
-
Я видела программу развития банковской системы до 2020 года. Это очень амбициозная программа. Главная задача Национального банка – воплотить ее в жизнь.
В тот же день в сети появляется декларация о доходах Валерии Гонтаревой. Все источники (включая Forbes), перепечатавшие эту информацию, ссылаются на "ЛІГАБізнесІнформ". Саму бумагу показало только "Независимое бюро новостей"(проект, в котором читатели участвуют в процессе создания новостей).
Цифры сходятся. Но есть претензии к почерку (на нескольких страницах он выглядит разным) и к датам в шапке документа.
– Согласно этому документу, – написали СМИ, – в 2013 году Гонтарева получила 3,853 млн грн доходов, из них 1,018 млн составила зарплата.
Из недвижимости Гонтарева владеет земельным участком в Киевской области площадью 900 кв. м, домом на этом участке (250 кв м) и квартирой в Киеве (106 кв м).
В декларации указаны три автомобиля Porsche – FX35 2007 года выпуска, Panamera (2012 г.) и Cayenne (2013 г.).
Кроме того, Валерии Гонтаревой принадлежит текущий счет в Универсалбанке на сумму 8,25 млн грн.
Члены ее семьи (муж и старший сын) в 2013 году получили 1,011 млн грн доходов, из которых 650,2 тыс грн составила зарплата. Им принадлежит земельный участок с домом в Ирпене, автомобиль Toyota Land Cruiser Prado (2006 года выпуска), а также депозитные и текущие счета в Универсалбанке, Дельта Банке и Альфабанке на сумму 2,42 млн грн.
Правдивость этой декларации, возможно, подтвердит или опровергнет сама Валерия Алексеевна, когда найдет время поговорить с журналистами. Впрочем, есть вопросы не только о декларации. Интересно было бы услышать комментарий главы Нацбанка, например о сотрудничестве с Сергеем Курченко (заметка об этом появилась в одном из блогов на "Обозревателе").
На просторах социальных сетей удалось найти старые интервью с Валерией Алексеевной, которые хоть немного раскрывают ее как личность.
Фрагмент заметки пользователя "Forbes. Украина" (facebook, 26 декабря 2011 года).
Валерия Гонтарева – феномен на украинском финансовом рынке. В 2007 году она покинула тихую гавань. Уйдя с поста первого зампреда правления украинской «дочки» голландского банковского гиганта ING, она создала компанию «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU). К удивлению многих, компания Гонтаревой не просто выстояла в кризис, а превратилась в полноценный инвестбанк, лидирующий во многих сегментах украинского фондового рынка. Чем объясняет свой успех сама Гонтарева?
Где бы я ни работала, мне было интересно и у меня хорошо получалось. Секрет прост: я ответственно подхожу к тому, чем занимаюсь. А если ты по‑настоящему ответственен, ты не можешь быть неуспешным.
Всю жизнь придерживалась библейского принципа – не сотвори себе кумира. Меня всегда окружали умные и талантливые люди, у которых я многому научилась.
Макроэкономика – это главное, в чем должен разбираться успешный финансист. Я говорю это всем студентам, которые приходят к нам на практику.
До 40 лет у меня и мысли не возникало о собственном бизнесе. Я была уверена, что всегда буду наемным менеджером. Предпринимательство сродни азартным играм, и мне казалось, что это не мое.
Обо мне говорят, что я жесткий менеджер. А я искренне считаю себя демократичным руководителем. Если человек – профессионал, зачем мешать ему работать навязчивым контролем и советами? Я даю сотрудникам большую свободу, интересуясь только конечным результатом.
В профессии управляющего активами самое сложное – закрывать позиции с убытком. По сути, это признание ошибки. В этом моя сильная сторона: я не склонна к самообману и быстро признаю ошибки, какими бы болезненными они ни были.
То, что я женщина, никогда мне особо не мешало, но и не помогало. Единственное неудобство – переговоры с представителями восточных народов. Когда китаец, японец или кореец заходит в переговорную и видит женщину, он испытывает шок. Кстати, похожее отношение иногда встречается среди россиян. Я видела ужас и недоумение на лицах «великих» российских бизнесменов, когда протягивала им руку для приветствия. Это их проблема, не моя. Обычно десяти минут профессионального разговора хватает, чтобы скепсис исчез у самого консервативного китайского банкира.
Мне несколько раз предлагали занять высокую государственную должность. Всегда, не раздумывая, отказывалась. Я не альтруист и не бессребреник, который может работать за 5000 гривен. А встраиваться в систему власти, где каждый думает, как лучше монетизировать свою должность, у меня нет никакого желания.
Я организованный человек – у меня все спланировано, записано и обычно вовремя выполнено. Поэтому мне на все хватает времени – на работу, семью, дом, отдых. Большинство людей, которые жалуются, что у них нет времени «на жизнь», просто не умеют организовать рабочий процесс.
Даже подруги не верят, когда я говорю, что у меня нет повара. Я сама готовлю еду для своей семьи. Мне это нравится.
Деньги не приносят счастья, деньги приносят только деньги. Но говорить, что они совсем не важны, было бы лицемерием. Когда денег нет или их не хватает, они играют роль заменителя счастья. Интуитивно я всегда понимала, что есть некая черта, после которой деньги перестают быть эквивалентом счастья. Американские исследователи утверждают, что это происходит после того, как доход человека превышает $70 000 в год. У нас эта цифра должна быть в 1,5–2 раза меньше.
Надо стремиться не к ложным целям, а к качественному изменению жизни. Качественное изменение – это когда вы перестаете ездить в час пик в общественном транспорте, а пересаживаетесь в собственный автомобиль, из коммуналки переезжаете в свою квартиру или дом. А ложные цели – это Mercedes S600 вместо S500, сорокаметровая яхта вместо тридцатиметровой… Одежда стоимостью в квартиру, ужин по цене самолета. Я всерьез убеждена, что надо развернуть борьбу с роскошью. Хотелось бы, чтобы дети знали: Монблан – это самая высокая вершина в Западной Европе, а не гламурная ручка.
Когда рос наш старший сын, мы не акцентировали внимание на его отношении к деньгам. Мы думали: раз его детство прошло в маленькой квартире, в которой мы жили вместе с родителями, то у него есть прививка от "мажорства". Но школа на Печерске, где он учился с детьми политиков и чиновников, чуть его не испортила – пришлось переводить в другое учебное заведение. Вроде бы помогло.
Младшему сыну сейчас одиннадцать. Он всегда жил в доме с бассейном. Поэтому с ним мы много говорим о цене и значении денег. О результатах пока судить рано — посмотрим, когда подрастет.