Западные СМИ оценили помилование Ходорковского: Жест царя, упивающегося властью
Владимир Путин сумел подготовить сюрприз. Уже оставляя зал после окончания 4-часовой пресс-конференции, он рассказал нескольким корреспондентам, что планирует помиловать Михаила Ходорковского, сообщает Libération.
"Путин с его звериным политическим чутьем понял: сейчас или никогда", – комментирует решение Путина журналистка Зоя Светова. По ее мнению, "президент очень дорожит своей Олимпиадой, и отказ ряда глав государств присутствовать на мероприятии очень его задевает".
"Очень важно понимать, что он сделал это не под давлением, – добавляет Маша Липман из Московского центра Карнеги. – Он осуществил выдающуюся демонстрацию силы: у него есть право карать и миловать по своему усмотрению, когда ему захочется, невзирая на юстицию и верховенство права".
Если уязвимость порождает в человеке паранойю, то ощущение своей силы может, напротив, ее ослабить, указывает колумнист Time Саймон Шустер, комментируя освобождение Путиным "своего самого давнего врага Михаила Ходорковского".
"Если Путин сдержит обещание, то тем самым покажет, что не видит никаких угроз своей власти – "даже со стороны человека, чей нравственный и политический престиж способен сплотить неоднородные силы российской оппозиции", указывает автор.
Накануне Олимпиады в Сочи, Путин пытается предовратить подрыв атмосферы Игр бойкотом Запада. Потому-то принято решение о помиловании, которое затронет и активистов протестного движения.
Помилование самого известного российского политзаключенного Ходорковского за восемь месяцев до конца его срока заключения – это жест царя, который, поняв всю полноту своей власти, сменил гнев на милость, указывает Клеменс Вергин в Die Welt. Освобождая Ходорковского, а также помиловав участниц панк-группы Pussy Riot и 30 активистов Greenpeace, Путин пытается "отполировать" имидж России в глазах Запада: после того как в Сочи отказались приехать главы США, Германии и Франции, Путин испугался усиления олимпийского бойкота.
Издание указывает, что это не начало новой оттепели, а доказательство того, что "Путин опять крепко сидит в седле". У Путина есть причина быть в хорошем настроении, отмечается в материале: он добился целого ряда внешнеполитических побед, выстояв против Запада в сирийском вопросе и вернув позиции России на Ближнем Востоке, а также высвободив Украину из объятий ЕС и вернув ее "в состав постсоветской империи".
"Система Путина сейчас крепка как никогда - в этом и заключается плохая новость, которая просматривается за гуманным помилованием Ходорковского", – заключает издание.
"Это помилование выглядит так же неоднозначно, как и суд", – написал московский корреспондент ВВС Дэниел Сэндфорд, добавив, что о прошении Ходорковского о помиловании никто, кроме Владимира Путина, вероятно, не знал.
"Выход Ходорковского на свободу знаменует собой окончание истории, ставшей одной из центральных в ходе пребывания Путина у власти, – пишет Los Angeles Times. – Истории, которая вызвала критику со стороны мирового сообщества и спровоцировала множество обвинений в адрес российских властей".
Мириам Элдер, ранее – глава московского бюро The Guardian, ныне руководящая международным отделом в BuzzFeed, усмотрела в истории с пресс-конференцией Путина сценарий. Вопрос о Ходорковском президенту задал журналист LifeNews – "русский New York Post, пишущий о скандалах и интригах, но с поправкой на рабское поклонение Путину".
"Маловероятно, что журналист LifeNews задал вопрос [о Ходорковском] без указа сверху", – резюмировала Элдер.