Огрызко: Украина должна реагировать на польский закон об Институте нацпамяти, чтобы ни у кого не возникло сомнений – мы будем защищать свою позицию
Властям Польши не стоит переводить исторические вопросы в политическую плоскость, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Принятый в Польше законопроект об Институте национальной памяти, прежде всего, вредит самим полякам, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
"К большому сожалению, в Польше происходят вещи, которые в первую очередь вредят самой же Польше. Страна успешно портит отношения со своими соседями и другими государствами. Поляки уже имеют проблемы и с Литвой, и с Беларусью, и с Германией, и с Израилем, и с США, и с Украиной. Не все у них в порядке и с Брюсселем. Это путь в никуда. Рано или поздно этому придет конец. Думаю, это произойдет, когда к власти в Польше придут сбалансированные умеренные политические силы. Ведь иначе итог для них будет очень плохим", – подчеркнул Огрызко.
По его мнению, Киев не должен оставлять без внимания принятый в Варшаве законопроект.
"На мой взгляд, Украина должна реагировать на польский закон об Институте нацпамяти, чтобы ни у кого не возникло сомнений – мы будем защищать свою позицию. В то же время не стоит забывать, что мы остаемся соседями, которые имеют общие стратегические интересы. Мы должны предложить Польше прекратить антиукраинскую истерию и спокойно садиться за стол переговоров. Историю нельзя переводить в политическую плоскость. Возможно, есть моменты, которые полякам кажутся несправедливыми. Например, когда немецкие концлагеря называют польскими. Но это не значит, что надо навязывать свое виденье истории Украине", – отметил Огрызко.
26 января польский Сейм проголосовал за поправки к закону об Институте национальной памяти. Они предусматривают уголовное наказание за публичные обвинения в адрес Польши в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности. Запрещается использовать словосочетание "польский лагерь смерти" при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Германией Польши.
Также закон устанавливает уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с германским Третьим рейхом, в преступлениях против поляков в 1925–1950 годах.
Любой гражданин страны или иностранец, нарушивший эти нормы, будет приговорен к выплате штрафа или тюремному заключению сроком до трех лет. Исключение сделано для художественных произведений и научных дискуссий.
В ночь на 1 февраля законопроект одобрил польский Сенат, его отправили на подпись президенту Анджею Дуде. До этого он обещал "тщательно проанализировать" документ.
Президент Украины Петр Порошенко отметил, что закон не соответствует стратегическому партнерству между Украиной и Польшей.
Государственный департамент США призвал Варшаву пересмотреть документ. В МИД Израиля заявили, что закон "оспаривает историческую правду". В ОБСЕ посчитали, что он ограничивает свободу выражения взглядов.
Более 100 польских общественных деятелей выступили против поправок к закону об Институте нацпамяти.
Спикер украинского парламента Андрей Парубий призвал депутатов рассмотреть 6 февраля постановление Верховной Рады, наработанное парламентским комитетом по иностранным делам в связи с польским законом об Институте национальной памяти.