Российский историк Понасенков: Сжигание продуктов – это старый языческий обряд жертвоприношения. Россия вернулась в XVI век с мракобесием
В интервью "ГОРДОН" историк, режиссер и член Независимого совета по правам человека в РФ Евгений Понасенков рассказал, зачем в России постоянно ищут новых врагов, уничтожают продукты и неправильные книги.
Евгений Понасенков – российский историк, режиссер и член Независимого совета по правам человека. Ему 33 года, и он уже известен как ученый, эксперт по войне 1812 года, в которой Российская империя воевала с Наполеоновской Францией.
Кроме того, Понасенков известен как телеведущий, актер и театральный режиссер. Он является автором сценария и режиссером программы классической музыки культурного центра российской делегации на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году, вечера ко Всемирному дню поэзии в Театре на Таганке, юбилейного вечера в честь 70-летия знаменитой оперной певицы Елены Образцовой в Большом театре. К слову, сам Понасенков тоже поет, дает концерты как вокалист (тенор). Он убежден, что человек талантлив от рождения и способен овладеть многими профессиями.
Несмотря на свой личный оптимизм, он считает, что у РФ, как, впрочем, у Европы и Украины довольно смутное будущее. Главная причина бед – религиозный фанатизм и агрессивное невежество.
В публичных выступлениях Понасенков часто прибегает к проверенным историей приемам сатиры. В недемократичной стране сарказм, гротеск и комичное преувеличение дают возможность высказать свою точку зрения и при этом не стать участником судебного процесса о защите чести и достоинства, или новым врагом родины, как, например, музыкант Борис Гребенщиков, которого недавно депутаты госдумы РФ предложили вычеркнуть из российской истории за посещение Одессы и общение с губернатором Михаилом Саакашвили. В сатирической манере Понасенков общался и с корреспондентом издания "ГОРДОН".
Россию империей не назовешь. Тут есть такой маргинального вида имперский комплекс, зажатый, запуганный и оттого страшно агрессивный
– Я вас немножко разочарую, – предупредил Понасенков. – Обсуждать все эти темы в академической или даже политологической терминологии и стилистике уже невозможно. Все, что происходит в России в последние два-три года, со времени приезда и получения гражданства Жераром Депардье – и до сжигания и уничтожения многих тонн сыра, кроме как дурной трагикомедией назвать нельзя. Обсуждать всерьез акты и антракты этой комедии невозможно. Представьте традиционный итальянский театр – комедия дель арте. Вот выскакивает Панталоне, за ним Бригелла, и вы хотите, чтобы я как историк и ученый обсуждал гримасничанье Бригеллы? Театр абсурда, популярный во всем мире в 1960-е годы, не прижился в России по очень простой причине – у нас в реальной жизни абсурд столь силен, что зритель не понимал, в чем абсурдность действа на сцене.
Происходит пожар в дурдоме, поэтому зрителю для отвлечения показывают разные комические сюжеты. Хотят, к примеру, разыграть монархическую карту. Какая-то странная жирная тетка в халате несет что-то на монархическую тему, и с ней еще кто-то общается! Это смешнее, чем мизансцена из фильма "Корона российской империи".
– В России эта идея весьма популярна. И именитый режиссер Никита Михалков, и художник Илья Глазунов ее поддерживают. Скоро целая партия образуется?
– Да, партия советских монархистов. Я думаю, в этой связи уже пора выбрать девиз монархической идеи в России. Идеально подходит фраза "Скоренько-скоренько, сама-сама" из фильма "Вокзал для двоих". Тут и стратегия, и тактика всего движения.
– Президент Владимир Путин воссоздает империю?
– То, что я вижу своими глазами, империей не назовешь. Тут есть такой маргинального вида имперский комплекс, зажатый, запуганный и оттого страшно агрессивный. Этот комплекс не с большой улицы, и даже не с большой дороги, а из подворотни. Его оттуда СМИ достали. Путем каждодневного упоминания довели тень (имперский комплекс) до масштабов громадного тела. Это очень опасно, потому что организм, страдающий комплексом, способен на самые нездоровые психические поступки, опасные для окружающих.
– То есть вы полагаете, что император будет расширять свои владения и продвигаться дальше на запад, невзирая на все трудности?
– Очень своевременно вы сказали слово "император". Я думаю, эту тему стоит поднять и обсудить на народном вече. Полагаю, товарищи поддержат вашу идею, и дальше мы ее обсудим как реальность.
Мы считаем, что у нас и там братья, и здесь. Почему наша граница не может осчастливить наших ближних? Мы ведь все делаем исключительно из любовных чувств и хотим распространить нашу “духовность”, нравственность на те территории, которые считаем братскими.
– И далеко собираетесь продвинуться?
– Нет предела совершенству, тем более, когда население надо отвлекать и каждый день занимать чем-то новым.
– Обязательно ли в этой новой русской империи должна присутствовать Украина?
– На все воля Божья. Если в Украине много верующих людей, то они должны просто положиться на эту волю и довериться Богу. Или им надо читать разные книги по биологии, физике, химии, истории. Возможно, перечитать то, что давно написал Пьер-Симон Лаплас (французский математик, физик, один из создателей теории вероятностей. – "ГОРДОН"). Тогда изменится все представление о мире.
– Почему вы считаете, что религия – тормоз для прогресса и развития гражданского общества?
– Всей мировой историей доказано, что монотеистические религии, кроме вреда, ничего не приносят: в них априори заложена агрессия. Ты не веришь в Бога – убьем! Веришь, но не в моего – зарежем! "Исламское государство" (ИГ) – пример объединения, где власть взяли верующие! Какие еще вам нужны доказательства? В античности было полно “богов” – но все это лишь метафоры, веселые, озорные, даже сексуальные. А потом из ада пыльной мертвой пустыни, где ничего не росло, появилось чудовище – идеология!
Монотеизм – это идеология, а идеология – это смерть мысли и науки. И вот сектанты из пустыни стали жечь библиотеки, уничтожать статуи, здания. Первые христиане кошмарили людей так же, как сейчас ИГ. Почитайте хотя бы Тацита (древнеримский историк Публий Корнелий Тацит. – “ГОРДОН”). И в итоге развитие человечества было остановлено на полтора тысячелетия, пока постепенно, ценой собственной жизни разного рода герои вроде Джордано Бруно не скинули цепи дикой идеологии. Сегодня в России происходит страшная агрессия мракобесов, которая выгодна тем, кто хочет держать народ в рабстве невежества. Но подобные опасности есть и в Украине!
Вы, украинцы, уже не справляетесь с ролью врагов. Позор вам! Грузины – те вообще подвели. Сейчас у нас новый враг – пармезан
– Из России приходит много обескураживающих новостей. Ладно санкционные продукты, появились сообщения об изъятии и уничтожении книг, написанных неправильными авторами. Зачем?
– Это началось еще в 2003–2004 годах, когда никто не понимал что происходит, даже покойный Борис Немцов. Я уже тогда писал о существовании подобной угрозы в своих статьях. Я предсказал, что будет через 10–12 лет. Так и вышло: сейчас здесь, в России, повторяют параграф за параграфом историю всем известной европейской страны 1930-х годов – только без качественных дорог и эстетики. Поэтому без изъятия и уничтожения книжек мы не сможем.
– Это только начало?
– Конечно. В России всегда любили искать врагов. Для чего? Враги отвлекают народонаселение от реальных проблем, которые появились вследствие некомпетентности, бездарности и коррупции власть предержащих. В качестве врагов рассматривают кого угодно. Это могут быть крестьяне, они же кулаки, или бывшие соратники, они же троцкисты, или люди, любящие друг друга обоих полов, гомосексуалы. Сегодняшние геи – это генетически и исторически многодетные крестьяне-кулаки и троцкисты (это мое изобретение – понятие “историческая генетика”). Такова генетика врага советско-царско-российской власти.
Также в качестве врага может выступать все, что угодно. Поскольку народ в целом достаточно апатичен, нужно очень быстро менять врагов, чтобы отвлекать от его реальных проблем. Вы, украинцы, уже не справляетесь с ролью врагов. Позор вам! Грузины – те вообще подвели. Сейчас у нас новый враг – пармезан. Он же фашист, распинающий на "Первом канале" русских младенцев.
– Персики чем провинились?
– Они идеологически чуждые. Посмотрите, какого они цвета – почти оранжевые! Вдумайтесь: ведь это не просто так! Православный исконно русский бог Яхве шельму метит в оранжевый вражеский цвет.
– А помидоры? Они же патриотично красные...
– Они нагло красные! Почему в такое время они посмели иметь столь вызывающий цвет? Даже в детской сказке Сеньор-помидор – обильный, богатый тип, у которого есть все, а он хочет, чтобы у других ничего не было. Так что помидоры тоже подозрительны.
Вы, европейцы и украинцы, – не глубокие люди. Присмотритесь к помидору и хамону – они весьма сомнительны, поверьте мне. Если вы будете минут 10 смотреть на них и думать об их неблагонадежности, вы точно начнете их в чем-то подозревать. А если каждый день по телевизору в семь вечера будут повторять, что этот кусочек хамона подозрителен, и более того, направлен к нам не вызывающими доверия людьми, то он и станет основным врагом.
– Традиционно продукты уничтожали поеданием, а сжигание – это российское новаторство?
– Вовсе нет. Это старый языческий обряд жертвоприношения. Если предел прогресса и разума есть, то предела идиотизму и регрессу нет. Мы можем возвращаться обратно до бесконечности. Сначала мы вернулись в XIX век, потом – в XVI век с мракобесием. Сейчас мы возвращаемся к жертвоприношениям. Так что у нас тут в стенгазете каждый день пишут о рекордах регресса.
– С “нежелательными” гражданскими организациями до жертвоприношения не дойдет? И мы очень беспокоимся о судьбе наших граждан – Надежды Савченко, Олега Сенцова и других ребят, которые пребывают в заложниках российской власти.
– Я по разговору чувствую, что вы уже ближе к европейцам. Даже конкретно протухший европеец. Эта половинчатость мер, трусость и недальновидность вас выдает.
Давайте расставим точки над “i” и определимся в терминах. Они не заложники, а подсудимые, которые содержатся в православной духовной стране, среди народа-богоносца, значит, уже должны испытывать радость.
Вот украинский президент – верующий человек. Я его видел по телевизору в соответствующих нарядах, он куда-то шел со свечками. У вас православие, и здесь у нас тоже. Правда, наше православие более правильное. Конечно, вы думаете иначе, но вы не правы, потому что правы мы.
Если вы читали отцов церкви, значит, знаете, что все в мире происходит либо по Божьему велению, либо по попущению, что тоже есть промысел. Верующий, должен возблагодарить Бога и за войну, и человеческие страдания, и жертвы, и то, что происходит с Савченко в России. А вот если вы неверующий, то, конечно, тут все сложнее! Тогда за муки Савченко должно быть стыдно! Но мне известно из российских изданий, что украинцы все православные.
По поводу атеистов: у нас этого явления нет, как в СССР не было гомосексуалистов и секса. Поэтому была чистая духовная нравственная страна, которую развалили американцы в лице Аллена Даллеса (американский дипломат, разведчик, во времена Второй мировой войны – директор ЦРУ. – “ГОРДОН”). С помощью агента влияния The Beatles, который через пластинки был запущен в нравственный СССР, они разложили и уничтожили самое чистое и прогрессивное общество в мире.
Насколько надо быть невежественными, чтобы не заглянуть в энциклопедию. Правильно, выходит, Табаков сделал замечание. Бук – обычное дерево. Что вас и ОБСЕ не устраивает?
– Почему российские идеологи обратились к терминологии времен Второй мировой войны и объявили украинцев фашистами, а не ограничились "бандеровцами"?
– Рассказываю. "Бандеровцы" – сложное слово. К тому же, некоторые путают с Остапом Бендером. Обвинять любимых с детства Андрея Миронова и Сергея Юрского, сыгравших эту роль, сложновато. Поэтому понадобилось слово "фашист", которое прочно использовано во всех советских фильмах. Там фашистов играли страшные, носатые, худые и в целом чудовищные на рожу персонажи. Правда, не понятно, почему такая талантливая и красивая страна, как СССР, столько лет боролась с этими тупыми, уродливыми и бездарными фашистами, но ничего не могла сделать.
– Хороший вопрос. Так почему?
– Мы на подобные провокации не будем поддаваться и ответим: наша Родина сделала все, что могла.
Вы еще, наверное, спросите об этой провокационной теории, что наши танки сейчас где-то у вас присутствуют? Как ученый я однозначно должен описать этот процесс и объяснить, откуда взялись танки. Объясняю. Поутру бабки и дедки вышли в огород. В связи с обильными кислотными дождями прямо из капусты начали появляться танки, БТРы, оружие разного рода. Вы все носитесь с этим русским “Буком”. Насколько надо быть невежественными, чтобы не заглянуть в энциклопедию. Правильно, выходит, Олег Табаков сделал замечание. Бук – обычное дерево. Что вас и ОБСЕ не устраивает?
– Это все – элементы новой российской пропаганды?
– Я не знаю, что вы имеете в виду. У нас такого явления нет. Пропаганда существует только в фашистских странах. Сейчас все окружающие нас государства негодяйские (это надо постулировать), только одни мы хорошие.
– Вы случайно в отпуск в Крым не собираетесь?
– Вопрос подлый. Так взять и спросить, поеду ли я в Крым. Разве я могу на него откровенно ответить?
– Почему бы и нет?
– Вы не забывайте о том, что у нас в стране нет цензуры. Поэтому скажу так: пока не собираюсь. Считаю, что я очень нужен в Москве. Видите ли, тут много врагов Родины, засланцев из Украины и США. Поэтому я должен ходить по улицам, выявлять и бороться с этим явлением. Я на врагов презрительно смотрю. Мой взгляд их испепеляет.
Европу ждет резня, потому что туда пустили тех, кто будет резать
– Чтобы умиротворить Россию, европейцы снарядили канцлера Германии Ангелу Меркель. Как думаете, она сможет переубедить Путина и договориться о прекращении войны?
– Я склонен думать, что Меркель умеет договариваться с совершенно противоположными политическими силами. Если изучить ее политическую биографию, станет понятно, что она – соглашатель. Путин как профессиональный вербовщик и хитрец тоже умеет договариваться. Но сейчас обстановка качественно изменилась, по сравнению с тем, что было в течение последних 10–15 лет. Ситуация зашла в тупик, выход из которого может быть исключительно плохим.
– Но немцев и русских связывают почти родственные отношения...
– Поскольку в России несколько столетий правила немецкая династия Гольштейн-Готторпов. Это басня о Романовых – для совершенно необразованных людей. С 1762 года такой династии в России уже не было. И даже когда в начале ХХ века в Европе издавали гербовник – это известная история – очередная императрица Александра Федоровна, жена Николая II, пришла в бешенство от того, что династию назвали Гольштейн-Готторп-Романовы, и попросила исправить. Ей объяснили, что диктат русских царей не распространяется за пределы России. Она тогда запретила ввоз этого гербовника.
– Так вот, имея родственные отношения, они успешно договаривались, правда, при этом делили соседние страны...
– Но ведь к полному счастью народа. Мы не берем в расчет те "мелочи", когда полководцы Александр Суворов и Иван Паскевич в крови топили Польшу, подавляли восстания, убивали женщин и детей.
– Почему вы считаете, что сейчас Германия не сможет остановить Россию?
– Потому что сторона, которая устроила тупиковое положение, не хочет отступаться, а с каждым днем ухудшает ситуацию.
– И какова историческая перспектива?
– Ровно такая же, как и ретроспектива. То есть кошмарная.
– Западные страны озабочены нарастающей активностью исламских экстремистов. А Россия увлечена имперскими играми. Может ли она позволять себе в это время заниматься абсурдом и не замечать действий того же "Исламского государства"?
– Если серьезно, я единственный в России, кто говорит об этом много лет подряд. Я даже публиковал свои статьи в "Коммерсанте" об угрозе исламского терроризма. Так что для меня в этой сфере новостей уже не существует. Европу ждет резня, потому что туда пустили тех, кто будет резать.
Сейчас всем вменяемым и полувменяемым правительствам, всем людям на Земле надо бросить свои, даже самые застарелые, проблемы и конфликты и заняться только одним – борьбой с чумой ХХI века, с этим страшным монстром, который выполз из темного Средневековья и семимильными шагами идет по планете. Надо осознать: эта человеконенавистническая идеология смерти не потерпит ничего живого. Это как болезнь, как рак. Опухоль необходимо вырезать.
Теперь вторая часть ответа относительно угроз в отношении России. Мы все взрослые люди, и должны понимать, что Россия – белая голубка, которая никогда никого не трогала. Ну да – именно поэтому крохотное Московское княжество разрослось до циклопической территории – потому что мирное очень. Поэтому у нее настолько много врагов. Я даже удивляюсь: почему к нам так относятся в Польше, Украине, Прибалтике, Грузии, в других странах? Ведь все вокруг плохие, только мы хорошие!
– В России проживает много мусульман, и есть горячие точки на Кавказе. Страна – прекрасная мишень. Но РФ не боится. Не потому ли, что сама является вдохновителем ИГ (есть такая конспирологическая теория)?
– Как ученый вам сообщаю: все конспирологические теории и теория заговора – выдумки для маргиналов. Другое дело, что советские спецслужбы поставляли оружие и консультантов дикарям всех видов и жанров. И это давно не секрет. Но ИГ возникло самостоятельно. Оно не могло не возникнуть – это логически следует из кошмарной идеологии мракобесия. Поэтому я повторяю: мракобесов нельзя пускать в тыл – в цивилизованные страны. Экстремизму – бой!
В последние годы МГУ в целом деградировал, а исторический факультет еще при "совке" был не учебным и научным центром, а инкубатором работников идеологического фронта
– Вы отметили, что цензуры в России нет. А при просмотре некоторых телепрограмм, например, “Драматургия истории”, куда вас часто приглашают, складывается впечатление, что есть. И вы с ведущим разыгрываете роль плохого и хорошего героев. Когда гость наговорил лишнего, ведущий тут же старается приструнить собеседника, чтобы чего плохого не вышло. Вы заранее договариваетесь?
– Леша Лушников – замечательный парень и абсолютно искренний. В отличие от еще одного моего друга Александра Невзорова, у которого все сделано, отрепетировано и заранее отработано до мелочей. У Лушникова все, словно в дикой природе. Это можно сравнить с тем, как туристы ездят на джипе по саванне, а вокруг львы, леопарды, жирафы, цапли. Все совершенно естественно.
– Насколько вам близок Эдвард Радзинский, который, как и вы, уделяет большое внимание истории и при этом ведет собственные телепрограммы?
– Мы приятельствуем. Он замечательный советский драматург и интересный рассказчик. Конечно, на нем не могла не отразиться физиологически манера подачи рассказа его жены Татьяны Дорониной, которую я, кстати, просто обожаю. Но надо понять: наука история и драматургия – это разные вещи. Поэтому исторические опусы Радзинского всерьез воспринимать не стоит, а вот советские экранизации его пьес замечательны.
– В "Википедии" написано, что вы учились на историческом факультете МГУ, но диплом не получили. Как так вышло?
– Не поленитесь, загляните в Youtube, я там подробно рассказываю о всех тайнах Московского государственного университета. В двух словах – в последние годы МГУ в целом деградировал, а истфак еще при "совке" был не учебным и научным центром, а инкубатором работников идеологического фронта. За всю историю факультета я первый студент, который опубликовал научную монографию во время учебы. Я рано начал писать статьи – и меня уже с первого курса приглашали на телевидение. Бездарные педагоги меня люто ненавидели и гадили постоянно. Но это нормально – шваль должна гадить, это ее физиологическая задача. Вся мировая история построена на противостоянии личности и бездарной биомассы.
Перед защитой преподаватели стали сходить с ума: я им принес монографию на 400 страниц, а они просили выдрать из нее положенные 80 или 100 и принести в папочке. Короче говоря, я этих советских выродков послал. Потом, когда на НТВ сообщили, что в МГУ происходят подобные скотства, мне позвонили из деканата и дрожащим голоском умоляли "заберите диплом". Так что диплом есть, а этих мразей я буду давить до конца. Но история все уже давно расставила по местам: из 160 человек моего курса ни один не стал историком, а я – сегодня один из самых известных историков России. Кстати, на днях в Российской академии наук вышел из печати сборник с моей большой статьей о двух моделях развития Европы – прогрессивной, Наполеона, и регрессивной, мракобесной Александра I. Сборник издан со всеми возможными "визами" РАН. Таким образом, даже официозная организация признает мои концепции относительно того периода.
– Вы историк по специальности – тут все понятно. А как в вашей жизни появились театр и вокал?
– Люди привыкли мыслить банально и судить по себе. Если им очень сложно освоить одну профессию – причем, даже на уровне отсидеть восемь часов на работе в учреждении, – то им еще сложнее представить, что человек может владеть одной профессией по-настоящему, а тем более – многими! Я считаю наоборот: что здоровый человек наделен всеми возможностями: и интеллектуальными, и связанными с физическими аспектами, например, оперным вокалом. Если у него нет генетических отклонений, все в порядке со слухом и связками. Он может также танцевать и писать стихи. У меня был такой момент на Олимпиаде в Пекине в 2008 году, где я возглавлял культурную программу России. В один день состоялся гала-концерт оперы и балета, режиссировал который и писал сценарий к нему я, а после концерта, где я еще и пел как оперный певец, я танцевал на приеме главы Олимпийского комитета с Дианой Вишневой – сегодня чуть ли не лучшей балериной мира.
Талант – если он заложен, то не может не прорасти, как тонкий цветок, прорывающий тяжелый асфальт! Петь я начал под записи американского тенора Марио Ланца и испанского оперного певца Пласидо Доминго, с которым, кстати, потом уже познакомился лично, и мы замечательно общаемся. Что касается режиссуры. Этому научиться в вузе невозможно в теории. Что такое режиссер – это феноменально ни на кого не похожий внутренний мир и колоссальная энергия, природный талант заставить актеров реализовать твой мир на сцене. Все это либо дано, либо не дано. Режиссерские факультеты появились совсем недавно – это воровство из кармана налогоплательщиков и обман людей! Ни один великий режиссер таких факультетов не заканчивал – ни Станиславский, ни Таиров, ни Висконти, ни Феллини, ни Антониони, ни Бунюэль, ни Спилберг – никто! Это надо родиться. Другое дело, что необходимо самостоятельно учиться режиссуре каждый день у всего, что ты видишь в этом мире, – и в первую очередь у предшественников во всех областях искусства.