Две трети украинцев за устранение русского языка из официального общения – соцопрос
Подавляющее большинство украинцев – 66% – считают, что русский язык нужно устранить из официального общения. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Киевского международного института социологии (КМИС), опубликованные 12 марта.
По данным опроса, только 3% респондентов считают, что русский язык должен получить статус второго государственного. 24% считают, что русский язык может стать официальным в регионах, где большинство этого желает.
Среди тех, кто поддерживает официальный статус в отдельных регионах, 15% в то же время против того, чтобы русский язык стал официальным в их регионе. 7% респондентов хотели бы, чтобы он стал официальным в их регионе, еще 1% – не определился со своей позицией.
Итак, по состоянию на 2024 год в Украине есть 10% тех, кто хотел бы видеть русский язык либо официальным в своей области, либо вообще вторым государственным, отметили в КМИС. В то же время 81% или желает его устранения из официального общения на всей территории, или против его использования в своем регионе.
Среди респондентов, которые дома преимущественно общаются на русском языке, 54% либо выступают за полное устранение русского языка из официального общения (43%), либо по крайней мере против официального статуса в своей области (11%). С другой стороны, 31% русскоязычных граждан или считают, что русский язык должен быть официальным в их регионе (21%), или хотят, чтобы он стал государственным (10%).
Из тех, кто дома общается на украинском, 78% выступили за устранение русского языка из официального общения по всей стране, 17% поддерживают введение русского как второго официального в регионах, которые хотят этого (но 15% – против этого в своем регионе). Лишь 1% считает, что нужно сделать русский вторым государственным по всей стране.
КМИС сравнил результаты с аналогичными опросами прошлых лет. В частности, в 1997 году 18% выступали за устранение из официального общения русского языка. В то же время 36% считали, что русский язык должен быть официальным в регионах, где большинство этого желает, а 39% считали, что его нужно сделать вторым государственным в стране.
К 2013 году доля тех, кто был за устранение из официального общения, практически не изменилась (19%). В то же время стало значительно меньше тех, кто был за государственный статус русского языка (28%), и до 47% возросла доля выступавших за вариант, когда русский язык становится официальным только в регионах, где большинство этого желает.
После Революции достоинства в 2015 году стало еще меньше тех, кто был за государственный статус русского языка (19%), и еще возросла доля тех, кто поддерживал официальный статус в отдельных регионах, где большинство этого желает (до 52%). Доля тех, кто был за полное устранение из официальной сферы, оставалась почти такой же, как и до революции (21%). В КМИС отметили, что между 2013-м и 2015 годами изменения в значительной степени можно объяснить тем, что в выборку 2015 года не попали оккупированные территории, где большинство выступало за государственный статус русского языка.
Опрос проводился методом телефонных интервью с использованием компьютера на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров. Опрошено 1052 респондента, живущих во всех регионах Украины (кроме АР Крым). Опрос проводился среди взрослых (от 18 лет) граждан Украины, которые на тот момент проживали на территории, контролируемой правительством Украины. В выборку не внесли жителей территорий, временно не контролируемых властями Украины, а также опрос не проводился среди граждан, выехавших за границу после 24 февраля 2022 года.
Формально при обычных обстоятельствах статистическая погрешность такой выборки не превышала 3,4% для показателей, приближенных к 50%, 3% – для показателей, приближенных к 25%, 2,1% – для показателей, приближенных к 10%, 1,5% – для показателей, приближенных к 5%. В условиях войны, кроме указанной формальной погрешности, добавляют определенное систематическое отклонение. В то же время в КМИС считают, что полученные результаты все равно сохраняют высокую репрезентативность и позволяют достаточно надежно анализировать общественные настроения населения.