"Как объяснить ребенку, что друга убила ракета?" История педиатра Натальи Макодрай вошла в музей "Голоса Мирных"

Макодрай: Для меня слово "ракета" когда-то значило то, на чем мы летим в космос, для детей ракета – это то, что летит на них
Фото: akhmetovfoundation.org

Педиатр Наталья Макодрай рассказала, что детская психика очень гибкая, но даже она не способна полноценно приспособиться к обстрелам, потерям и хроническому страху. Ее профессиональную оценку и личные наблюдения опубликовал музей "Голоса Мирных", сообщил сайт Фонда Рината Ахметова.

По словам Натальи Макодрай, в своей практике она все чаще фиксирует тревожные сигналы. Среди них – обсессивно-компульсивные расстройства у младших школьников, депрессивные состояния у подростков, а также навязчивые тревожные мысли, возникающие на фоне военной травмы.

"Помню случай, когда ко мне обратилась пациентка, семью которой я веду уже очень давно. Она спросила: "Наталья Викторовна, как объяснить сыну, что завтра к нему не придет играть друг, потому что его убила ракета?" Это невероятно трудно. В таких ситуациях, конечно, я рекомендую обращаться с детьми к психологам", – сказала врач в интервью актеру, телеведущему и послу Фонда Рината Ахметова Алексею Суханову.

Педиатр подчеркнула, что во время войны взрослые становятся для ребенка опорой и источником безопасности.

"Мы, как люди, в целом способны адаптироваться ко всему, и дети тоже. Но если для меня слово "ракета" когда-то означало то, на чем мы летим в космос, то для них ракета – это то, что летит на них. Разница колоссальная", – отмечает Наталия Макодрай.

Врач предостерегает родителей от лжи и умалчивания опасности. Она советует говорить с детьми честно и открыто, объяснять события на доступном языке и помогать им проживать страх, не оставаясь с ним наедине.

Разговор с Макодрай можно посмотреть на портале музея.

Контекст:

Музей "Голоса Мирных" Фонда Рината Ахметова собрал более 140 тыс. историй мирных людей, которые являются крупнейшей в мире коллекцией свидетельств о войне России против Украины.