Нардепы заявляют, что два посредника искусственно создали в Украине монополию торговли лекарствами – политолог
В Украине приняли закон о лоббировании, который вступит в силу 9 января 2025 года. Но вопрос, по мнению политолога Олега Постернака, в том, как этот закон сможет ограничить косвенное политическое влияние крупнейших компаний и монополистов на законодателей. Об этом он написал в своем Facebook.
Медицинский рынок, по словам Постернака, – один из самых прибыльных. Лидерами поставок в розничные сети медикаментов в 2023 году, по его информации, стали компании "Оптіма" с долей 45,4% и БаДМ – 42,7%. Они контролируют примерно 90% рынка поставок лекарств в аптеки, а объем их продаж достигает более 150 млрд грн.
Постернак утверждает, что снижение цен на лекарства должно стать функцией государства, но это, по его мнению, вряд ли совпадет с желанием крупных компаний.
"Очевидно, украинцы не должны покупать лекарства в аптеках дороже, чем покупают европейцы. Также очевидно, что доступ к лекарствам в условиях войны должен быть максимально облегчен, особенно для тяжелобольных. Сейчас к рассмотрению в парламенте подходит закон, который защищает права граждан и дает возможность покупать лекарства по доступным ценам", – написал политолог.
Он подчеркнул, что возникает вопрос, как крупные бизнес-игроки будут реагировать на эти законодательные инициативы и какие инструменты они будут применять для влияния на государственные решения.
"В парламенте народные депутаты заявляют, что два посредника искусственно создали в Украине монополию торговли лекарствами (например, YouTube [нардепа, лидера "Батьківщини"] Юлии Тимошенко). В Раде создана также соответствующая временная следственная комиссия", – подчеркнул Постернак.
Контекст:
Верховная Рада приняла закон о лоббировании 23 февраля 2024 года. Он должен регулировать взаимодействие между должностными лицами, органами госвласти, местным самоуправлением с "заинтересованными сторонами и субъектами лоббирования", а также установить механизмы контроля над лоббистской деятельностью.
Принятие этого закона было одной из рекомендаций Еврокомиссии, с выполнением которых ЕК связывала начало переговоров о вступлении Украины.