"Посмотрите на российскую эмиграцию". Демограф Либанова объяснила, чем украинцы отличаются от россиян
Россияне не понимают, что они отличаются от украинцев. Об этом в опубликованном 28 августа интервью телеканалу "Мы – Украина" заявила директор Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи Элла Либанова.
"Когда-то меня спрашивали – у меня была лекция в Москве на канале "Культура", – почему [второй президент Украины Леонид] Кучма написал книгу "Украина – не Россия"? Я посмотрела, говорю: "А потому что Украина не Россия". "А в чем разница?" Я начала объяснять. Первое [отличие], второе, третье, 145-е. Они меня не поняли. Абсолютно", – сказала она.
Демограф отметила, что дело не в разнице между украинским борщом и российскими щами.
"Вопрос в том, что у нас специфический вид демократии, такая майданная демократия. Я бы сказала, та демократия, которая берет свое, что происходит из Запорожской Сечи. Потому что эти выборы, гетмана выборы, – это все такое майданное немного. И мы такой способ демократии и завоевали, вы же видите. И мы не готовы жить в тоталитарном обществе, никогда не были готовы. Просто некоторое время у нас не было возможности решать, быть ли нам тоталитарным обществом или демократическим", – пояснила она.
Либанова подчеркнула, что когда появилась возможность решать, по какому пути пойти, украинцы "пошли безусловно демократическим путем".
"Не надо мне сейчас рассказывать, что власть пытается сконцентрироваться там, на Банковой. Да слушайте, идет война – это нормальная реакция власти. Концентрация власти во время войны является нормальной. Да, мне, возможно, нравится больше там что-то другое, [...] но это не значит, что я не понимаю того, что происходит. Вот Украина, демократическое общество, нация украинская – тянется к демократии, вона абсолютно не тянется к тоталитаризму", – считает она.
По мнению директора Института демографии и социальных исследований, в России "практически не с кем говорить".
"Знаете, здесь вопрос вообще гораздо сложнее. Вот посмотрите, пожалуйста, [на] российскую эмиграцию. Как быстро они все – вот [российский оппозиционный политик Владимир] Кара-Мурза, например... Мне так было больно, передать не могу. Как они относятся к Украине, сколько минут в интервью нужно для того, чтобы эта имперскость вылезла", – заявила Либанова.
По ее словам, "это не генетический уровень, это имперский уровень".
"Я думаю, что по крайней мере два-три поколения, не меньше, мы не сможем общаться с россиянами совсем, от слова совсем. А дальше все будет зависеть от того, смогут ли они понять необходимость каяться, пойдут ли они на это. Сейчас ясно, что [это так] не выглядит. Потому что, [например], немцы стали современными немцами через раскаяния", – подчеркнула Либанова.