Сазонов: В The New York Times Гнездилов, получается, хороший. Я не совсем понял, кто тогда плохой? Мы, кто остались?
Все споры о самовольно покинувших службу военных имеют смысл, пока известно, что кто-то не уйдет и останется на позициях, заявил в своем Facebook украинский политический эксперт и военнослужащий Кирилл Сазонов. Так он прокомментировал статью в The New York Times о Сергее Гнездилове, который публично заявил о самовольном оставлении части.
"Перед этим написал статью с объяснением причин. Наверное, для гражданских. Потому что военные все и так понимали. Когда демобилизация? Контракты продлевают автоматически – пока идет война. Очереди добровольцев перед ТЦК нам на замену не видно. Значит, рекрутинговые центры работают, мобилизация тоже идет, но отпускать домой тех, чьи сроки прошли, пока не будут. И это тяжело. Все задолбались. И Гнездилов тоже", – написал он.
Сазонов напомнил, что Гнездилова задержали и будут судить.
"Но тут вторая волна. История выходит в The New York Times. Там Гнездилов, получается, хороший. Я не совсем понял, кто тогда плохой? Мы, кто остались? Государство, которое… что? Не отправляет по окончании контракта домой? Ну отправит оно нас. Очередей под ТЦК нет. Значит, российская армия очень скоро будет под Киевом. Или в Киеве. Нас же отпустят по домам, замены нет. Все очень грустно, но очень просто", – добавил военнослужащий.
Он убежден, что самовольное оставление военной службы не может быть оправдано, так как тем, кто остался на позициях, будет еще сложнее.
"И если раньше эти условные 50 метров мы делили на пятерых и было тяжело, то теперь будем делить на четверых. И не важно, ты пехотинец, боец минометного расчета или оператор дрона. Ты ушел, и те же боевые задачи будут выполнять оставшиеся четверо. Или трое, если кто-то посмотрел на тебя и тоже ушел. А трое могут не вывезти, и завтра их станет двое. Вот такая математика. Станет тяжелее. И потери станут больше", – подчеркнул Сазонов.
При этом пример Гнездилова он считает опасным и выгодным российской пропаганде.
"Красивый и публичный уход таки стал примером. И кто-то пошел следом. А кто-то остался. Остался, чтобы завтра русские танки не вышли под Киев. Естественно, вся российская пропаганда эту историю будет разгонять активно. За любые деньги. Их мотивация понятна. Там, где они не смогли пройти штурмом, они пройдут парадным маршем. Если мы поддержим идею, что это очень правильно и красиво. А может, попробуем? Ну, все поднимемся завтра и уйдем на позиции… давайте сразу за Киев? И встанем на кольцевой со стороны Вишневого и Бучи. Страшно? Все эти споры имеют смысл, пока вы знаете, что кто-то не уйдет…" – резюмировал военнослужащий.
Контекст:
Гнездилов – военный и общественный активист, основатель фестиваля "ВиделкаFest" в родном городе Вилково и ведущий подкаста от hromadske "++ подкаст". В 2019 году добровольцем пошел в ВСУ, участвовал в АТО. Командир отделения аэроразведки 56-й отдельной мотопехотной Мариупольской бригады.
О самовольном оставлении части он заявил 21 сентября в ходе дискуссии о демобилизации и сроках военной службы на "Фестивале мнений", ее транслировало "Суспільне радіо". "Я добровольно демобилизовался. Меня прямо сейчас могут арестовать, но в тюрьме, по крайней мере, есть четкие сроки", – сказал он, уточнив, что находится третий день в СОЧ.
Вечером 21 сентября Гнездилов опубликовал в Facebook пост о необходимости установления сроков службы в условиях военного положения. "Пять лет в Вооруженных силах только убедили меня вот в чем: никто не рожден для войны... С сегодняшнего дня я иду в СОЧ до установления четких сроков службы или до своего 25-летия, имея за своей спиной пять лет безупречной солдатской службы", – написал он.
Журналист и общественный деятель Виктор Трегубов 23 сентября отметил, что Гнездилов ушел в СОЧ не с фронта. По его словам, активист с октября 2023 года ведет подкасты и организовывает фестиваль, а это "невозможно было сделать с передовой". Позже он добавил, что Гнездилов покинул ВСУ во время лечения, что юридически защищает его от ответственности.
В сентябре в 56-й ОМБр начали служебное расследование в отношении Гнездилова.
9 октября о задержании Гнездилова сообщило Государственное бюро расследований. Там отметили, что его подозревают в самовольном оставлении воинской части, совершенном с целью уклонения от военной службы, в условиях военного положения (ч. 4 ст. 408 Уголовного кодекса Украины). На следующий день адвокат Гнездилова сообщил, что военнослужащему объявлено подозрение. 11 октября Печерский райсуд Киева отправил его под стражу на 60 суток.
В августе Верховная Рада Украины приняла в целом законопроект №11322, предусматривающий отмену наказания для военных, которые впервые дезертировали или самовольно покинули часть, но потом вернулись на службу.