Фесенко: Ни Украина, ни Россия не готовы к масштабным военным действиям, будет происходить постепенная заморозка конфликта
На текущих мирных переговорах в Минске сторонам, скорее всего, удастся договориться только про обмен пленными. Однако дальнейший процесс заморозки конфликта неизбежен. Об этом политолог Владимир Фесенко заявил в комментарии изданию "ГОРДОН".
Линия раздела, о которой раньше договаривались, неприемлема как для украинской стороны, так и для сепаратистов
На мой взгляд, максимум, о чем могут договориться – об обмене пленными. Могут договориться и о процедуре прекращения огня, но главная проблема в том, что та линия раздела, о которой раньше договаривались, неприемлема по отдельным позициям как для украинской стороны, так и для сепаратистов. Украинская сторона не готова отдавать, как я понимаю, донецкий аэропорт, потому что не поймут: столько защищали, а тут вдруг раз, и отдаем. За что боролись тогда? Точно также сепаратисты не готовы уходить из ряда населенных пунктов. В этом камень преткновения.
Будет сложно договориться либо придется менять линию разграничения. Но если даже об этом договорятся, будут неизбежно очень серьезные проблемы с графиком отвода тяжелого вооружения. Тем более, известно, что те же "Грады" можно отвести, а потом очень быстро вернуть на прежние позиции. Контроль за таким отводом будет очень большой проблемой и, боюсь, что здесь никакого быстрого решения нет в природе.
Более надежны договоренности об обмене военнопленными и о порядке прохождения гуманитарных грузов на подконтрольную террористам территорию. Сепаратисты, конечно, хотят, чтобы Киев взял на себя содержание этих двух республик, которые при этом ему подчиняться не будут, но я в это не верю.
Единственный способ разрешения этого конфликта в ближайшей перспективе – подчеркиваю, единственный способ – это его замораживание. Ничего другого не возможно. Обе стороны конфликта выдохлись. Несмотря на некоторые ура-патриотические, шапкозакидательские заявления наших политиков и военных, любой объективный наблюдатель, знающий ситуацию в целом, понимает, что Украина сейчас не способна военным путем победить Россию, не сепаратистов, а именно Россию на Донбассе. Нет, к сожалению, таких возможностей и предпосылок, в том числе и с учетом нашего экономического состояния. Вряд ли это возможно, но и Россия сейчас не готова по разным причинам к каким-то масштабным действиям против Украины. И единственное, что остается – это заморозка, но это будет происходить медленно, постепенно, в пошаговом формате.
Если начинается позиционная война, значит, неизбежны через какое-то время переговоры о мире, потому что обе стороны не могут победить друг друга
Я не уверен, что до Нового года что-то подпишут. Хорошо уже, что собрались. Многим не нравится Минский формат, но на самом деле он неизбежен. Сердцем я не принимаю Минские договоренности, а умом понимаю их необходимость. Чем дальше, тем сильнее мы будем в этом убеждаться. Нам это будет не нравиться, будет масса критиков, но все будут это понимать. Одни публично будут заявлять, а другие – в глубине души, что другого выхода нет. Нет другой альтернативы на сегодня. Либо воевать (а война еще хуже), либо вот такой очень плохой мир. Даже не мир, а плохое перемирие.
Пока это позиционная война. А если начинается позиционная война, значит, неизбежны через какое-то время переговоры о мире, потому что обе стороны не могут победить друг друга. Так и здесь: позиционная война на Донбассе уже есть, есть определенная усталость обеих сторон, обе стороны не готовы к системному миру, их позиции кардинально различаются, поэтому о мире договориться не могут, а вот о перемирии договориться можно. Поэтому будут постепенно, медленно, шаг за шагом идти к перемирию. Первые шаги, возможно, будут сделаны сейчас, но реально это станет повесткой дня на протяжении 2015 года. Может, и раньше наступит это относительное перемирие, прекращение стрельбы и попытка какого-то сосуществования рядом друг с другом, но это займет достаточно длительный период времени в будущем году.