Huffington Post: Украина завязла в стальном капкане и ей придется отгрызть часть себя, чтобы выжить
Руководитель проекта Foreign Policy In Focus научно-исследовательского центра Institute for Policy Studies в Вашингтоне Джон Феффер сравнивает ситуацию в Украине со стальным капканом, который захватил сепаратистские регионы страны и отрезал Крым. Он задается вопросом, от скольких своих частей Украине необходимо будет отказаться, чтобы страна смогла выжить. Об этом исследователь пишет в своей статье для издания Huffington Post.
Феффер напоминает о событиях прошлого года в Украине и последнем договоре о прекращении огня, заключенном в Минске представителями "Нормандской четверки" и добавляет, что Украине предстоит принять некоторые очень трудные решения относительно своего будущего.
Центральное расположение Украины во многом способствует ее несчастьям, она находится в плену своей географии, зажата между подозрительным Востоком и предприимчивым Западом
В Украине повстанцы по-прежнему считают, что они могут отделить больше территорий для самопровозглашенных республик, а правительство в Киеве – что может подавить восстание в степени, необходимой для сохранения территориальной целостности страны, пишет Феффер. По его мнению, конфликты в Восточном Тиморе, Косово и Южном Судане говорят в пользу сепаратистов, в то время как на примере Сербии Украине открывается перспектива отказаться от части своей территории, чтобы не попасть в "ловушку войны".
"Ее центральное расположение во многом способствует ее несчастьям. Украина находится в плену своей географии, она зажата между подозрительным Востоком и предприимчивым Западом", – считает автор статьи.
Исследователь предлагает рассмотреть сценарии развития конфликтов с Россией среди соседей Украины. Он напоминает, что распад Советского Союза породил множество конфликтов на границах и даже внутри самой России, которые, по большей части, имели идеологический характер. Они касались этнического аспекта и контроля над территорией. Феффер приводит в пример Армению и Азербайджан, Таджикистан, Чечню.
Правительство в Киеве не обещало искоренить этнических русских в восточной Украине, как это делал первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в Южной Осетии, и не навязывало языковую реформу русскоговорящим, как молдаване в Приднестровье
Конфликты, похожие на украинский, имели место в Грузии и Молдове. В этих странах были собственные гражданские войны, напряженные отношения с Россией, и свои собственные сепаратистские регионы: для Грузии – Абхазия и Южная Осетия, для Молдовы – Приднестровье, пишет исследователь. Сегодня Грузия и Молдова являются мирными государствами, но мир достался им дорогой ценой, отметил автор статьи.
Правительство в Киеве не обещало искоренить этнических русских в восточной Украине, как это делал первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в Южной Осетии, и не навязывало языковую реформу русскоговорящим, как молдаване в Приднестровье, пишет Феффер.
Единственное, что сделала Украина, по мнению автора, – выбрала западное направление в развитии, вступление в ЕС и в НАТО, но это стало "ночным кошмаром" для России и заставило российского президента Владимира Путина представить лидеров в Киеве как "фашистов" и "путчистов".
"Война с Грузией была сигналом России для НАТО о своей границе, но Украина пригрозила пересечь эту границу, и, хотя опасения Путина по поводу посягательств НАТО на его территории понятны, обеспечивать огневую мощь для горстки сепаратистов и российских наемников – неприемлемо", – считает исследователь.
Российский президент не питает надежды возродить Советский Союз, но он стремится к созданию более мощной сферы влияния вокруг российских границ, а для этого не нужна аннексия
По мнению Феффера, Украина получила надежду, когда Конгресс начал продвигать вопрос о предоставлении летального оружия, но, вероятнее всего, дальше обсуждения эта инициатива не продвинется, учитывая двойственность администрации президента США Барака Обамы. Если бы Россия вторглась на территорию государств – членов НАТО, таких как Литва или Латвия, ситуация повернулась бы иначе, учитывая тот факт, что НАТО гарантирует коллективную безопасность, добавил он.
"Но Путин уже списал страны Балтии. Это колеблющиеся государства и он хочет контролировать их на расстоянии", – пишет автор.
Исследователь в своей статье приводит слова американского политолога, профессора Гарвардского университета, специалиста по международным отношениям Стивена Уолта, который заявил по вопросу вооружения Киева, что к Путину нельзя применять "политику сдерживания"
"Скорее всего, его агрессивная политика продиктована прежде всего страхом или неуверенностью", – заявил политолог.
Россию невозможно сдержать взаимными агрессивными действиями, которые только усилят ощущение неуверенности и создадут спираль эскалации, считает Уолт.
"ДНР" и "ЛНР" не более жизнеспособны, чем Южная Осетия или Приднестровье, но в этих регионах война не смогла подавить попытки бороться за независимость, а Грузии и Молдове потребовалось время, чтобы смириться со статусом своих бывших частей
Феффер согласен с мнением политолога, но подозревает, что цель Путина – не только обеспечение безопасности. Российский президент не питает надежды возродить Советский Союз, но он стремится к созданию более мощной сферы влияния вокруг российских границ, а для этого не нужна аннексия, считает автор статьи в Huffington Post.
Это вполне может означать, что Украине придется терпеть некоторую неопределенность в восточной части страны, добавляет исследователь. "ДНР" и "ЛНР", по его мнению, не более жизнеспособны, чем Южная Осетия или Приднестровье, но в этих регионах война не смогла подавить попытки бороться за независимость, а Грузии и Молдове потребовалось время, чтобы смириться со статусом своих бывших частей.
Если Украина хочет продолжить свое движение на Запад, ей придется "отрезать" "ДНР" и "ЛНР", но после многих лет международной изоляции, "вялой" поддержки России и экономической стагнации эти регионы, возможно, сами захотят вернуться, предполагает Феффер.