Яценюк: Есть странное определение – "обмен территориями". Это не обмен территориями – это их захват
Глава Киевского форума по безопасности (КФБ), премьер-министр Украины в 2014–2016 годах Арсений Яценюк в эфире ВВС 19 августа прокомментировал саммит президента Украины Владимира Зеленского и европейских лидеров с президентом США Дональдом Трампом в Белом доме, а также вопросы украинских территорий, передача которых России является одним из требований нелегитимного президента РФ Владимира Путина.
Встречу в Вашингтоне 18 августа он назвал прекрасной, а ее оптику – идеальной по сравнению с прошлым визитом Зеленского в Белый дом.
"Сейчас мы видим настоящие согласованные действия", – подчеркнул Яценюк.
Глава КФБ подчеркнул поддержку европейцев и сотрудничество союзников ради мира, в то же время выразил сомнения в реальном желании Путина остановить агрессию.
"Дело в том, какая сейчас позиция России. Есть ощущение, что Путин снова пытается тянуть время. После телефонного разговора между президентом Трампом и военным преступником Путиным российская сторона четко заявила, что российская сторона рассматривает возможность повышения уровня переговорщиков. Они, безусловно, пытаются втянуть нас в новые бесконечные переговоры", – считает он.
Яценюк отметил усилия Трампа на пути к завершению войны в Украине в надежде, что глава Кремля пойдет на реальные уступки. Он подчеркнул, что сейчас решение "за Путиным и, собственно, за Китаем", но выразил сомнение, готовы ли они сделать такие уступки.
Отвечая на вопрос, каких гарантий безопасности должна добиваться Украина, Яценюк сказал, что все зависит от последовательности. Он подчеркнул, что главной целью сейчас является "получить настоящее прекращение огня и мирное соглашение, или комплексное мирное соглашение, которое включает прекращение огня". В качестве примера вспомнил "различные печально известные заверения по безопасности, начиная с Будапештского меморандума 1994 года".
"Лучшие гарантии безопасности – это ст. 5 Вашингтонского договора. То есть полноправное членство в НАТО. Но пока что, пока мы ожидаем членства, лучшими гарантиями были бы железобетонные, ратифицированные Палатой представителей США и национальными парламентами каждой европейской страны соглашения о безопасности между Украиной, США и странами Европы", – убежден он.
Также глава КФБ прокомментировал понятие "обмен территориями".
"Есть странное определение – "обмен территориями". Это не обмен территориями – это захват территорий. Путин хочет всю Украину, не только Донецкую, Луганскую области или другие регионы. [...] Не верю, что он готов остановиться только на Донецкой области. Это ловушка", – отметил он.
"Хочу увидеть четкую позицию военного преступника Путина: готов ли он подписать настоящее мирное соглашение, какие условия он готов принять и на какие уступки готов пойти. Ведь сейчас идут разговоры только об украинских уступках", – резюмировал Яценюк.
Контекст:
Российские захватчики, начиная с 2014 года, оккупировали Крым, части Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской и Харьковской областей, бои продолжаются и на территории Сумской области. Также под российской оккупацией оказалась Кинбурнская коса Николаевской области.
Ранее Зеленский неоднократно заявлял, что юридически Украина не признает российской ни одной оккупированной территории.
8 августа The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что Путин якобы готов прекратить огонь в обмен на Донбасс.
17 августа спецпредставитель Трампа Стив Виткофф заявил, что Путин во время встречи с Трампом на Аляске якобы пошел на уступки в своих требованиях об "обмене территориями" с Украиной.
В тот же день Financial Times со ссылкой на заявления украинских чиновников писала, что цель Зеленского на встрече с Трампом в Овальном кабинете 18 августа – наладить продуктивный процесс мирного урегулирования без давления на Украину выполнять невозможные условия, как требование вывода войск из Донецкой и Луганской областей. Ради этого Зеленский готов пойти на "приемлемый компромисс" по текущей линии фронта, который могли бы принять украинцы, говорится в статье.
18 августа Financial Times, ссылаясь на подготовленный Киевом проект предложений для встречи в Вашингтоне, информировала, что Украина сообщила европейским и американским союзникам, что не примет условий мирного соглашения, если оно будет предусматривать территориальные уступки России.
19 августа после встречи с Трампом Зеленский сообщил, что вопрос "обмена территориями" останется между ним и Путиным.