"Возвращение исторических земель России". Аналитики объяснили, как далеко уходят имперские амбиции Путина

Потенциальными объектами российской агрессии могут стать Финляндия, Польша, страны Балтии, Беларусь, Молдова, государства Южного Кавказа и Центральной Азии
Фото: ЕРА

Нелегитимный президент России Владимир Путин снова публично подтвердил, что его территориальные претензии выходят за рамки уже оккупированных украинских регионов. Об этом говорится в аналитическом материале Atlantic Council авторства Питера Дикинсона, опубликованном 23 декабря.

17 декабря во время выступления перед руководством министерства обороны РФ в Москве Путин заявил, что максималистские цели вторжения в Украину будут достигнуты в любом случае, а саму войну он охарактеризовал как "крестовый поход" за возобновление утраченного после распада СССР влияния России.

Также он сказал, что в случае отказа Украины и ее союзников от содержательных переговоров Москва будет добиваться захвата так называемых исторических земель военным путем.

В Atlantic Council отмечают, что подобная риторика не новая для Путина. Он давно использует исторические аргументы для оправдания войны против Украины и неоднократно сравнивал нынешнее вторжение с имперскими войнами Петра I в XVIII веке. В то же время нынешние заявления прозвучали на фоне обсуждений в США и Европе возможностей компромиссного мира с Кремлем.

Самые осторожные трактовки слов Путина, по оценке аналитиков, можно свести к тому, что речь идет о части Донбасса, которую до сих пор контролирует Украина. Именно эта территория сейчас находится в центре потенциальных переговоров и рассматривается Москвой как условие прекращения огня. В то же время Кремль неоднократно подавал противоречивые сигналы по поводу своих реальных территориальных целей.

Дополнительное внимание вызвало упоминание Путиным "Новороссии", отмечает Atlantic Council. Этот термин царской эпохи в XVIII–XIX веках использовали для обозначения южных и восточных регионов современной Украины, которые тогда входили в состав Российской империи. В советский период он исчез из официального обихода, однако вновь восстановлен Кремлем после начала российской агрессии против Украины в 2014 году, отметили аналитики.

Несмотря на отсутствие единой трактовки границ "Новороссии", россияне заявляют о территории, значительно превышающей границы ныне частично оккупированных Запорожской и Херсонской областей. В Atlantic Council напоминают, что Путин ранее намекал, что под "Новороссией" подразумевается примерно половина Украины, включая черноморское побережье, а также такие города, как Одесса и Харьков.

Отдельный вопрос – Киев, отмечают в статье. В российской национальной мифологии украинскую столицу преподносят как "матерь городов русских" и духовный центр русского православия. Путин неоднократно отмечал сакральное значение Киева в своих публичных выступлениях и текстах, где отрицал легитимность украинской государственности. Аналитики считают маловероятно, что он согласится на любую мирную формулу, которая закрепит Киев как столицу независимой Украины.

В Atlantic Council делают вывод, что, учитывая многочисленные заявления и публикации Путина, его представление об "исторически российских землях" фактически охватывает всю территорию Украины. Сам российский президент прямо заявлял об этом: "Я уже много раз говорил, что считаю русский и украинский народы одним народом на самом деле. В этом смысле вся Украина наша".

Впрочем, имперские амбиции Кремля, по оценке аналитиков, выходят за пределы Украины. Путин неоднократно отождествлял Российскую империю и Советский Союз с "исторической Россией". В 2022 году он заявил, что СССР – это и есть историческая Россия, а еще раньше назвал распад Союза "распадом исторической России".

Atlantic Council предостерегает, что подобная риторика опасна и для европейской, и для глобальной безопасности. Именно стремление Кремля вернуть "потерянное величие" стало главным фактором величайшей войны в Европе со времен Второй мировой.

Также аналитики отмечают, что глубокое ощущение исторической обиды из-за распада СССР у Путина превратилось в "устойчивую одержимость" Украиной, которую он рассматривает как символ, олицетворяющий, по его мнению, несправедливость постсоветского времени.

Аналитики сомневаются, что захват Украины способен удовлетворить Путина. Те же псевдоисторические аргументы могут быть использованы против любого государства, которое в прошлом находилось под российским имперским контролем, пишут в материале.

С учетом границ Российской империи накануне Первой мировой войны потенциальными объектами будущей российской агрессии, по оценке Atlantic Council, могут стать Финляндия, Польша, страны Балтии, Беларусь, Молдова, государства Южного Кавказа и Центральной Азии. При этом аналитики отмечают, что этот перечень не исчерпывающий и может включать также бывшие страны, находившиеся под советским контролем в Восточной Европе.

Контекст:

Путин развязал войну против Украины в 2014 году, когда РФ оккупировала Крым и части Донецкой и Луганской областей. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. Сначала, по данным СБУ, Путин рассчитывал захватить Украину за несколько дней, но блицкриг провалился. В апреле оккупантов выгнали из северных областей Украины, сейчас идет деоккупация юга и востока.

За прошедшие годы политическое и военное руководство европейских стран несколько раз также заявляло об угрозе российского нападения. Министр обороны Германии Борис Писториус сказал, что Россия может напасть на НАТО в 2029 году. Об угрозе со стороны РФ говорил и экс-канцлер ФРГ Олаф Шольц. По мнению главнокомандующего вооруженными силами Норвегии Эйрика Кристоферсена, для подготовки к вероятной войне с Россией у НАТО есть два-три года.

22 июня президент Украины Владимир Зеленский заявил со ссылкой на украинскую разведку, что россияне "готовят новые военные операции на территории Европы".

В декабре генеральный секретарь НАТО Марк Рютте отметил, что Европа должна готовиться к конфликту такого же масштаба, какой пережили наши деды и прадеды.

20 декабря Reuters со ссылкой на шесть источников, ознакомленных с разведданными США, сообщило, что Путин стремится контролировать не только всю Украину, но и части Европы, когда-то входившие в состав советской империи.