Политолог Снеговая: Агрессивное поведение РФ и других нефтезависимых государств напрямую связано с нефтяными ценами

Снеговая: Ждать от Путина "анти-Мюнхена" стоит лишь тогда, когда нефтяные цены установятся на уровне $30 за баррель
Фото: ЕРА
Политолог Мария Снеговая отметила, что при цене нефти в $20 президент Владимир Путин рассказывал о евроинтеграции для России, а при $110 вторгся в Украину. А продолжение агрессивной политики РФ она связывает с уверенностью российских правящих кругов в росте нефтяных цен.

Агрессия российской власти, как и агрессивное поведение правительств других нефтезависимых государств, напрямую связана с нефтяными ценами. Такое мнение на страницах российского издания "Ведомости" высказала политолог, докторант Колумбийского университета Мария Снеговая.

"Политолог Каллен Хендрикс на выборке из 153 стран за 50-летний период показал, что при высоких нефтяных ценах страны-нефтеэкспортеры становятся значительно агрессивнее по отношению к своим ближайшим странам-соседям", – сообщила она.

При этом агрессивность петрократических (петрократия – государство, один из основных доходов которого составляет доход от продажи нефти."ГОРДОН") связывают с тем, что высокие нефтяные доходы снижают личную политическую ответственность властей и повышают их военный потенциал, что ведет к росту авантюризма на международной арене.

"Россия – обычное петрогосударство. В начале 2000-х гг., когда цена на нефть была $25 за баррель, Путин стремился к сотрудничеству с Западом, заявлял о возможности вступления России в НАТО. Хендрикс показывает, что именно таково поведение петрократий при низких ценах на нефть: при цене ниже $33 за баррель экспортеры нефти даже еще более миролюбивы, чем обычные страны", – пишет политолог.

Снеговая напомнила, что при цене на нефть марки Urals около $20 Путин в послании к Федеральному собранию назвал евроинтеграцию и создание единого с Европейским союзом экономического пространства одной из приоритетных целей России, а в 2014 году при цене на нефть $110 вторгся в Украину, "чтобы наказать ее за стремление к созданию такого же единого экономического пространства с тем же Европейским союзом".

При этом она отметила, что описанные выше закономерности не объясняют, почему российское руководство продолжает вести себя агрессивно при падающих и нестабильных ценах на нефть.

"На фоне подешевевшей за год в два раза российской нефти на вершине правящих кругов царит уверенность в неминуемом росте нефтяных цен в ближайшее время (горизонт 1–3 года)", – продолжила политолог.

Она отметила, что такие ожидания российских чиновников и бизнесменов могут базироваться на их квазирелигиозной убежденности и информированном представлении о природе и долгосрочных целях российских военных действий, начатых в Сирии.

"Хотя уверенность в высоких (обычно непредсказуемых) нефтяных ценах вряд ли оправдана, отметим, что в рамках этой системы мышления высказывания и действия российского руководства по-своему рациональны. Насколько вообще рациональными могут быть люди, "живущие в другом мире", как сказала в свое время канцлер Германии Ангела Меркель", – пишет Снеговая.

Она подытожила, что, руководствуясь правилом Хендрикса, стоит ждать от Путина мирных инициатив лишь тогда, когда нефтяные цены установятся на уровне $30 за баррель.

9 октября цена на нефть выросла и составляла $53,46 за баррель нефти марки WTI и $49,87 за баррель эталонной нефти марки Brent.

Цена на нефть в мире имеет общую тенденцию к снижению второй год подряд. С июля 2014 года, когда котировки достигали $115 за баррель, нефть на мировых биржах потеряла более половины своей цены.

По прогнозам Всемирного банка, средняя цена нефти в 2016 году может снизиться на $10 из-за снятия международных санкций с Ирана. Вице-президент второй по величине нефтедобывающей компании России "Лукойл" Леонид Федун заявил о том, что в следующем году цена на нефть в мире поднимется до $100 за баррель.