Российский экономист Казаков: Потенциальный кандидат, который может подвинуть нефть с ее позиций, уже существует
Многие специалисты сегодня склоняются к тому, что оправданной ценой на нефть является $70–90, так как при таком уровне цен рентабельна добыча трудно извлекаемых баррелей нефти, без которых баланс спроса и предложения на рынке нефти не сходится. Однако потребность в дорогой нефти может отпасть в связи с переходом на альтернативную энергетику. Такое мнение высказал российский экономист Виталий Казаков на страницах издания "РБК".
"Любой дисбаланс спроса и предложения, приводящий к скачкам цен, привлекает внимание к альтернативным технологиям. И, как показывает история, изобретательность человека не нужно недооценивать", – отметил он.
По мнению эксперта, солнечная и ветряная электрогенерация могут подвинуть нефть с ее позиций, поскольку стоимость производства возобновляемой электроэнергии сегодня составляет $0,06/кВт⋅ч (солнце) и $0,04/кВт⋅ч (ветер), что позволяет конкурировать с газовой электрогенерацией.
"В США в первой половине этого года более двух третей вновь введенных электрогенерирующих мощностей пришлось на солнце и ветер. А с новой энергетической политикой, которую недавно анонсировала текущая администрация, число источников альтернативной энергии будет только расти", – считает Казаков.
Он добавил, что в Европе, где цена на импортируемый из России газ почти вдвое больше, экономические аргументы в пользу возобновляемой генерации будут еще весомее.
Эксперт отметил, что солнечная и ветряная генерация зависят от погодных условий, поэтому чтобы сравняться с традиционными источниками энергии по надежности, нужны средства для хранения энергии, экономичный вариант которых компания Tesla представила на рынке в этом году.
А убрать зависимость автомобилей от нефти помогут электромобили или подзаряжаемые от сети гибридные автомобили, которые потребляют в три-четыре раза меньше жидкого топлива.
"В течение следующих 20–25 лет (если концепцию экономического электромобиля не удастся реализовать за это время) мировой автомобильный парк может полностью перейти на гибридную платформу. А потребление нефти начнет снижаться еще задолго до завершения этой трансформации в автопроме", – считает Козаков.
Он добавил, что мировой энергетический комплекс уже претерпел две трансформации, когда около 150 лет назад уголь начал замещать древесину и около 100 лет назад, когда нефть и газ потеснили уголь.
"В обоих случаях активная стадия перехода заняла 40–50 лет, а катализатором перемен были новые технологии, а не проблемы с существующими. Сегодня есть все предпосылки для следующей энергетической революции", – продолжил экономист.
Он добавил, что спрос на нефть в абсолютных величинах будет снижаться, поэтому страны – производители нефти будут бороться за сжимающийся рынок, подталкивая цену на нефть вниз.
"Ахмед Заки Ямани однажды заметил, что каменный век закончился не потому, что в мире закончились камни. Так и нефтяной век закончится совсем не потому, что в мире кончилась нефть", – подытожил Казаков.
Нефтяной рынок перенасыщен больше, чем ожидалось, поэтому в 2016 году предложение будет превышать спрос, и цены на нефть могут продолжить падение, считает аналитик Goldman Sachs Дэмьен Курвалин.