Ядерный Иран: о чем договорился Запад с Исламской республикой и к чему это может привести
Подписанное 2 апреля в Лозанне (Швейцария) соглашение по иранской ядерной программе между Ираном и группой из шести государств (Россия, США, Китай, Германия, Франция и Великобритания) ознаменует начало нового этапа в отношениях между Исламской республикой Иран и странами Запада. Договор, подписанный в Швейцарии, рамочный, и окончательное соглашение будет готово только в июне, уже можно говорить о том, что Иран согласился на ограничение своих ядерных разработок в обмен на отмену санкций, наложенных международным сообществом за разработку оружия массового поражения.
Иранский атом
Иран не прекратит работы по обогащению урана, но на десять лет приостановит работу двух третей из действующих сейчас 19 тысяч центрифуг, а также обяжется обогащать уран не более чем на 3,67% (для сравнения — уровень обогащения урана для ядерного оружия должен быть не ниже 80%). Также Иран обяжется в течение 15 лет не строить новые ядерные объекты и в течение 25 лет допускать в страну инспекции МАГАТЭ.
По словам официальных представителей Ирана, обогащение урана в стране проводится в мирных целях — для получения топлива, на котором работает АЭС в Бушере, запущенная в 2011 году. Оппоненты обвиняют Иран в том, что под прикрытием работ по созданию "мирного атома" Исламская республика собирается производить ядерное оружие. Поводы для таких домыслов, безусловно, есть. Во-первых, у Ирана очень много врагов: от США и Израиля до суннитских государств Аравийского полуострова, которые традиционно враждебно относятся к стране, руководимой шиитами. Во-вторых, у Ирана на вооружении есть баллистические ракеты средней дальности "Шахаб", разработанные на основе северокорейских образцов, а также другие модели собственного производства.
Давний спор
Конфликт, связанный с ядерными разработками Ирана, начался в 2002 году, когда тогдашний президент США Джордж Буш причислил страну к "оси зла" (вместе с Ираком и КНДР) и обвинил в финансировании терроризма и попытке завладеть ядерным оружием. Последующие несколько лет США добивались международной изоляции Ирана и введения против него жестких санкций. Эти дипломатические активности обычно наталкивались на противодействие России, которая принимала участие в строительстве Бушерской АЭС и Китая. Тем не менее, в декабре 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, осуждающую ядерные разработки Ирана и вводящую ряд ограничений против этой страны.
В ответ на это Иран не только не приостановил разработки, а активизировал их. В 2011 году эксперты МАГАТЭ отмечали, что у Ирана имеется 4922 кг низкообгащенного урана. Этого количества, в случае обогащения до военного уровня, хватило бы на несколько ядерных зарядов. В 2012 году Иран запустил работу подземного ядерного центра "Фордо" — комлекса, содержащего, по данным израильской разведки, 2840 центрифуг для обогащения урана. В ответ на это США и их союзники вводили против Ирана все новые и новые санкции и даже периодически намекали на возможность военной интервенции в Исламскую республику.
Первые сообщения о том, что Иран ведет переговоры о снятии санкций в обмен на контроль над своими ядерными исследованиями, появились осенью 2014 года. Переговоры шли сложно, несколько встреч завершились безрезультатно, пока наконец 2 апреля не было подписано рамочное соглашение.
А что дальше?
Частичное примирение с Ираном — важная дипломатическая победа для администрации Барака Обамы, у которой сейчас много других проблем, и на Ближнем Востоке в частности, помимо иранской ядерной программы. Кроме того, шиитский Иран может стать ситуативным союзником Штатов в борьбе против суннитских радикалов из ИГИЛ. Однако потепление отношений между США и Ираном вряд ли обрадует традиционно проамериканские страны региона — Израиль и Саудовскую Аравию. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху уже заявил, что соглашение с Ираном несет угрозу для существования его страны.
Для Ирана нормализация отношений с Западом — шанс поправить ослабленную многолетними санкциями экономику и закрепиться в статусе регионального лидера. Долговременный эффект от снятия санкций будет также зависеть от того, не передумает ли Иран отказаться от достигнутых договоренностей, в таком случае санкции могут быть введены вновь. И хотя нынешний президент страны Хасан Рухани представляет умеренный политический лагерь, настроенный на нормализацию отношений с Западом, не стоит забывать, что верховная власть в Исламской республике принадлежит консервативному духовенству во главе в аятоллой Али Хаменеи.
А тем временем мировые рынки отреагировали на договоренности с Ираном снижением цен на нефть, и если этот процесс продолжится, то серьезные изменения затронут не только Ближний Восток, но и весь мир.