Адвокат родственников моряков "Курска": Это была первая катастрофа при Путине и первая его ложь. Процесс свертывания демократии в РФ начался именно тогда

Борис Кузнецов: Когда доложили Путину, он принял политическое решение никого за гибель подлодки к ответственности не привлекать
Скриншот: novayagazeta / YouTube
Борис Кузнецов, который является адвокатом родственников экипажа затонувшей 15 лет назад подлодки "Курск", считает, что во время общения с вдовами в 2000 году президент РФ Владимир Путин "пережил самые неприятные моменты" в своей жизни, а затем в стране начались сворачиваться все демократические процессы.

Адвокат родственников моряков подлодки "Курск" Борис Кузнецов заявил, что в материалах расследования причин катастрофы есть много нестыковок и сфальсифицированных документов. Об этом он рассказал в интервью "Радио Свобода" по случаю 15-й годовщины со дня гибели подлодки.

"В ходе изучения я наткнулся на целый ряд не просто ошибок, а грубых злоупотреблений, которые были также в ходе предварительного следствия", – сказал Кузнецов.

По его словам, собранная им информация свидетельствует о том, что "Курск" не должны были выпускать в море и давать разрешение на стрельбу торпедой.

"Курск" никогда ею не стрелял ранее, даже на государственных испытаниях, хотя в составе флота он находился уже с 1996 года. Экипаж не обучался работать с этой торпедой. Все документы в материалах уголовного дела о том, что экипаж знал, как пользоваться этой торпедой, что он прошел обучение, сдал зачеты или экзамены, сфальсифицированы от начала до конца, там везде стоят поддельные подписи", – сказал адвокат.

Как пример он привел историю командира минно-торпедного отделения Алексея Иванова-Павлова. В материалах дела сказано, что он обучался стрельбе на базе в Обнинске, а на самом деле в это время он был на другой подлодке, не в составе экипажа "Курска".

Кузнецов считает, что ответственным за трагедию является руководство Северного флота, поскольку "Курск" не был подготовлен к учением, а затем была провальная спасательная операция.

Местные выборы 2015: какие партии возьмут власть?

"Но когда доложили о ситуации Путину, он принял политическое решение никого к уголовной ответственности не привлекать. <...> Само по себе принятие такого политического решения – это уголовное преступление. Это вмешательство в следствие. Потому что президент полагает, что он может себе позволить принимать такое решение. Дело в том, что у них были личные дружеские отношения с главкомом Владимиром Куроедовым (с 1997-го по 2005 год – главнокомандующий ВМФ Российской Федерации. – "ГОРДОН"), а когда пацаны между собой дружат, они независимо от того, виноват или не виноват, всегда друг за друга "вступаются", – отметил адвокат.

Кузнецов заявил, что после трагедии российские власти были растеряны и сделали выводы, что весь процесс свертывания демократии в России начался именно с гибели "Курска".

"Почему трагедия "Курска" так важна для изучения и оценки? Во-первых, это была первая катастрофа при Путине. Это была первая ложь Путина. С гибели "Курска" началась ложь!" – сказал адвокат.

Он отметил, что именно после гибели "Курска" государство стало вмешиваться в судебную и правоохранительную системы, подминать под себя средства массовой информации.

"Посмотрите встречу Путина с вдовами и родственниками погибших на "Курске", которая происходила в 2000 году. Обратите внимание на то, как он был растерян. Я думаю, что он пережил самые неприятные моменты в своей жизни. И ради того, чтобы больше не было таких моментов, когда ему в глаза не могли бы сказать всей правды, всей боли, началась эта страница российской истории", – резюмировал адвокат.

Президент РФ Владимир Путин общается с вдовой и дочерью командира "Курска" Геннадия Лячина. Видяево, 2000 год. Фото: EPA

Ровно 15 лет назад, 12 августа 2000 года, во время учений Северного флота в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка "Курск", на борту которой находились 118 членов экипажа.

Гибель "Курска" произошла вследствие взрыва в переднем вооруженном отсеке. Члены экипажа, выжившие во время взрыва, умерли впоследствии от недостатка кислорода.