Канадский разведчик подозревается в утечке тайной информации Украине. Что известно

Офицер разведки Канады обвиняется в передаче тайных данных Украине, сообщил источник СМИ
Фото: ЕРА

10 декабря военная полиция Канады задержала члена командования разведки вооруженных сил Мэттью Робара по подозрению в нескольких правонарушениях, связанных с утечкой защищенной информации иностранной стороне. Об этом сообщило министерство национальной обороны Канады.

"Расследование началось в 2024 году и было сосредоточено на несанкционированном разглашении защищенной информации иностранной организации. Командование разведки канадских вооруженных сил полностью сотрудничало со следователями и полицейскими агентствами на протяжении всего расследования", – говорится в сообщении оборонного ведомства.

В минобороны Канады официально не назвали, какой именно стране была передана информация. По данным источников The Globe and Mail, офицера разведки обвиняют в передаче Украине специальных операционных тайных данных без разрешения руководства. Робар, как сообщают, полагал, что таким образом помогает Украине в войне против России.

СМИ пишет, что на судебном заседании в понедельник, 15 числа, Робара освободили из-под стражи. Он должен сдать обычный и специальный правительственные паспорта и избегать каких-либо контактов с посольством или должностными лицами той страны, которой он якобы передавал военные разведданные.

Военный прокурор Макс Рид заявил в суде, что Робар не представляет угрозы безопасности и вряд ли будет пытаться избежать ответственности. Он также отметил, что Робар не действовал по личной или финансовой выгоде и не имел намерения вредить.

Издание пишет, что во время судебного заседания прокуратура предоставила часть доказательств. По данным следствия, между ноябрем 2023 года и апрелем 2024 года Робар якобы общался с неназванным лицом из иностранной разведки по проекту "нетрадиционной деятельности, которая включала чувствительные методы". Проект не мог быть реализован без одобрения старших командиров, которого Робар не получил. Несмотря на отказ руководства, он продолжал настаивать на реализации проекта и искал для него финансирование по просьбе иностранной стороны, сказал прокурор Рид на суде.

В сентябре 2024 года Робар якобы встретился с иностранной стороной за границей без разрешения, а также наладил прямые отношения с разведкой той страны, что тоже не было разрешено, отметил прокурор. The Globe and Mail пишет, что несколько членов канадской военной контрразведки обеспокоились его контактами с иностранной стороной и сообщили командованию.

На суде также заявили, что иностранная сторона в октябре 2024 года направила ряд электронных писем третьим лицам, где "открыто сообщала", что она дружит с Робаром и сотрудничает над общим проектом более шести месяцев.

Прокурор Рид заявил, что из писем следует: иностранная сторона имела доступ к информации, которую правительство Канады пыталось защитить, в частности к разведывательной оценке этой стороны, "планируемым перемещениям иностранного военного партнера" и лица другого канадского офицера, ответственного за разведку.

В октябре 2025 года Робара временно заключили под стражу и обязали ежедневно отчитываться о всех контактах с иностранными лицами. Впрочем, по словам Рида, "он неоднократно врал в этих отчетах".

В том же месяце полиция получила ордера на обыск его дома и штаб-квартиры Национальной обороны, где обнаружили секретную информацию и изъяли его личный телефон. The Globe and Mail пишет, что в текстовых сообщениях в Signal Робар передавал иностранной стороне разведывательные оценки и планируемые "перемещения иностранного военного партнера".

Прокурор Рид отметил, что Робар является опытным офицером контрразведки и хорошо понимал, что не имеет права разглашать секретную информацию без разрешения старших командиров. Также, по его словам, неназванный иностранный шпион, в передаче секретов которому обвиняют Робара, не является гражданином Канады и не имеет допуска к тайной информации страны.

По сообщению министерства обороны Канады, Робару инкриминируют несколько нарушений: передачу специальной оперативной информации, нарушение доверия по защищенной информации, нарушение правил хранения огнестрельного оружия, поведение, вредящее порядку и дисциплине, а также симуляцию болезни.