В Южной Корее опасаются, что слухи о золоте на затонувшем в 1905 году российском крейсере – биржевая спекуляция
На право собственности на затопленный крейсер "Дмитрий Донской" претендуют бизнесмены, ученые и власти РФ. А слухи о золоте на борту затонувшего корабля привели в движение фондовый рынок в Южной Корее.
После сообщения 17 июля о находке южнокорейской компанией Shinil Group на дне Японского моря российского крейсера "Дмитрий Донской" начались споры по поводу принадлежности золота, которое может находится на корабле.
Водолазы нашли корабль, затопленный во время русско-японской войны 1904–1905 годов на глубине 434 метра недалеко от побережья южнокорейского острова Уллындо. "Дмитрий Донской" пытался добраться до Владивостока после Цусимского сражения, но его нагнали японские крейсеры, и команда затопила корабль. В Shinil Group сообщили, что корабль сильно пострадал во время обстрела, однако корабельная палуба и боковые стороны хорошо сохранились. В компании пообещали осенью начать процедуры по подъему "Дмитрия Донского".
После сообщения Shinil Group о найденном крейсере стала распространяться информация, что на его борту могут находиться золотые слитки и 200 т золотых монет стоимостью около $133 млрд.
Shinil Group была создана 1 июня 2018 года и недавно купила долю в местной сталелитейной компании Jeil Steel. В день, когда стало известно о находке российского крейсера, акции Jeil Steel выросли на 30% и продолжали расти, пока власти Южной Кореи не объявили, что руководители Shinil Group претендуют только на вторую по величине долю в компании, а сделка пока не одобрена регулирующими органами. На следующий день акции компании упали на 20%, пишет "Медуза".
Неназванный южнокорейский чиновник сообщил агентству AP, что Shinil Group может не получить право на найденные на корабле ценности, даже если ей разрешат провести операцию по подъему корабля. В Службе финансового контроля Южной Кореи предупредили инвесторов о возможных крупных убытках, если те будут доверять слухам.
По закону, прежде чем начать подъем "Дмитрия Донского", Shinil Group обязана внести в казну 10% от предполагаемой стоимости его груза, около $13 млрд. Представители компании утверждают, что целью операции является не поиск ценностей, а подъем затонувшего корабля, стоимость которого не превышает $1 млн.
Представители государственного Корейского института океанических исследований и технологий заявили, что их ученые обнаружили обломки "Дмитрия Донсокго" еще в начале 2000-х годов. Если информация подтвердится, институт сможет заявить права на ценности на борту корабля.
Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Анатолий Капустин заявил в интервью "РИА Новости", что Россия может претендовать на груз, потому что СССР перенял права на военные и гражданские суда Российской империи, поэтому эти права сохранились за РФ.
Представители Shinil Group возражают, что, согласно южнокорейскому и международному законодательству, Россия могла бы заявить претензии на "Дмитрия Донского" только в случае его уничтожения вследствие внешнего воздействия, однако команда потопила его сама. Кроме того, права собственности на затонувший более 100 лет назад крейсер уже истекли. В компании считают, что должны передать 20% найденных ценностей правительству Южной Кореи, а остальное могут забрать себе, хотя могут добровольно передать РФ половину стоимости груза.
При этом историки сомневаются, что на борту "Дмитрия Донского" было золото, поскольку об этом нет сведений в архивах. Кроме того, вызывает сомнения способность корабля физически поместить груз в 200 т золота.
Сомнения историков заставляют финансовые власти Южной Кореи опасаться, что шумиха вокруг поисков затонувшего крейсера может быть связана с большой биржевой спекуляцией.