Басилашвили: Вражда между Украиной и Россией вызвана исключительно оголтелой пропагандой как с одной, так и с другой стороны G

Олег Басилашвили: Я по отцу грузин, по маме – русский. Грузия – моя вторая родина. Свой третьей родиной я считаю Украину
Фото: Феликс Розенштейн / Gordonua.com

Внутри России никакой ненависти к Украине нет, заявил в интервью изданию "ГОРДОН" народный артист СССР Олег Басилашвили. Актер убежден, что "крики и вопли" по телевидению РФ вызваны "заботой об Украине". "Если есть забота, значит, есть и любовь", – подчеркнул Басилашвили.

В конце сентября прошлого года знаменитый советский и российский артист театра и кино Олег Басилашвили ("Служебный роман", "Осенний марафон", "Вокзал для двоих") отпраздновал 80-летие. Большинство федеральных телеканалов РФ, печатных и электронных СМИ в разговоре с юбиляром старались избегать вопросов на политическую тему, тем более что за несколько месяцев до своего дня рождения Олег Валерианович дал ряд интервью, идущих вразрез с кремлевской пропагандой.

Интеллигент и демократ Басилашвили осудил травлю Андрея Макаревича (музыканту в России срывают выступления за то, что он выступил с благотворительным концертом перед детьми-беженцами на востоке Украины) и заявил, что "определенным силам в РФ выгодно нагнетать напряженность, говорить о том, что мы – в кольце врагов, что необходимо затянуть пояса, что многого не хватает – и все из-за войны. Это очень выгодно многим для того, чтобы списать экономические провалы".

Наверное, на фоне этих высказываний наша беседа с артистом выглядит немного странной. Мне показалось, что Олег Валерианович отчаянно пытается примирить два народа, а потому в комментариях для российских СМИ защищает украинцев и наоборот. В эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН" Олег Басилашвили заявил, что несмотря на события последнего года, россияне "любят и сочувствуют украинцам". Актер убежден, что пропаганда работает с двух сторон конфликта, а потому призывает сосредоточиться на том, что объединяет, а не разделяет теперь уже бывшие братские народы.

Яростные споры и крики, в том числе на телеканалах, лишний раз подтверждают – россиянам Украина небезразлична

– В Украине очень многие поддерживают бойкот российских фильмов, сериалов и спектаклей. Вас это обижает?

– Конечно! Артисты абсолютно не виноваты в том, что происходит в Украине. Политика – политикой, но при чем здесь искусство? От артистов ничего не зависит, они лишь хотят радовать вас своим творчеством, поделиться своей болью, печалью и радостью. Я не понимаю, откуда такой раскол и бойкот.

Как в древние времена решались вопросы? Два князя выезжали навстречу друг другу и боролись один на один. Побеждал тот, кто побеждал. Сейчас в эту борьбу втягивают всех, в том числе артистов, которые ни в чем не виноваты.

– Но ведь больше 500 деятелей российской культуры подписали письмо о поддержке позиции президента Путина по Украине и Крыму, тем самым легитимировав риторику Кремля об украинской "хунте, фашистах и бандеровцах".

– Во-первых, ни я, ни мои товарищи никогда этих писем не подписывали. Во-вторых, сейчас слова "фашист", "хунта", "бандеровцы" звучат все реже и по телевидению, и по радио, и в разговорах обычных россиян. К сожалению, простым людям некогда думать, им комфортнее принять общепринятую точку зрения, чтобы не возникло лишних проблем.

Что касается тех, кто подписал письмо… У этих людей были разные мотивы, но я абсолютно убежден, что яростные споры и крики, которые раздаются в том числе на федеральных телеканалах, лишний раз подтверждают – россиянам Украина небезразлична. Правда, некоторые эти крики и высказывания носят экстремистский характер, а потому глубоко мне противны. Тем не менее, очень многие в России, мне кажется, сочувствуют и любят Украину.

– Почему сочувствующие в лучшем случае молчат, а не призывают собственные власти остановить войну на Донбассе и прекратить посылать туда российских "добровольцев"?

– Для предметного разговора надо быть в курсе всех дел. Я, например, не знаю, что в действительности происходит в Украине, в Донецке и Луганске, в Верховной Раде, наконец. Именно потому не хочу рассуждать на эту тему, чтобы не выглядеть идиотом.

Единственное, что я сейчас точно знаю: на Донбассе происходит убийство ни в чем не повинных людей – женщин, стариков, детей. Это преступление. Кто, куда и зачем стреляет? Это ответные выстрелы или нарочитый геноцид, как утверждает российское ТВ? Я убежден, что не геноцид. Но у меня до сих пор нет полной картины происходящего, потому очень тяжело делать выводы. Скажу одно: всем, от кого хоть что-то зависит, необходимо немедленно сесть за стол переговоров и навсегда покончить с тем, что сейчас происходит на юго-востоке Украины.

Внутри России никакой ненависти к Украине нет

– Почему именно Украина вызывает у российского обывателя ненависть и агрессию?

– Это все досужие разговоры, никакой ненависти внутри России я не наблюдаю. Наоборот: люди очень сожалеют, что теперь разделены со своими братьями условной военной границей. Мы привыкли ощущать Украину как часть самих себя. Подчеркиваю: не как часть России, а именно как неразрывное целое нас самих. Без Украины я не вижу полноты своей жизни.

Впервые я приехал в Киев на гастроли вместе с Большим драматическим театром имени Горького. Это было очень давно. Украинская столица произвела на меня очаровательное впечатление – Днепр, кручи, красота необыкновенная. Я с женой и Владислав Стржельчик с супругой сняли на окраине хибарку, жили там месяц, ловили рыбу, ходили за вишнями. Украина произвела на меня громадное впечатление прежде всего своими людьми – добрыми, симпатичными, с необыкновенным юмором, работящими и чистоплотными.

То, что происходит сейчас – большая трагедия. Я ничуть не выделяю себя из общей массы российского народа. Убежден: 90% россиян испытывают схожие с моими чувства. Внутри России никакой ненависти к Украине нет.

– Если россияне по-прежнему любят Украину, откуда у президента РФ рейтинг 84%?

– Да, Владимир Путин пользуется в России большой популярностью.

Вот вы этническая грузинка и гражданка Украины. Я тоже по отцу грузин, а по маме – русский. Родился в Москве, несколько лет провел в Тбилиси, очень давно живу в Санкт-Петербурге. Грузия – моя вторая родина, я не мыслю без нее своей жизни, с каждым годом эта страна становится мне ближе и ближе. Свой третьей родиной я считаю Украину. Она близка мне по произведениям великих украинских писателей и поэтов Леси Украинки, Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Михаила Булгакова и многих других. Надеюсь, постепенно весь негатив останется в прошлом. Именно поэтому я повторяю: какой-либо ненависти в российском народе к украинцам и их государству я не наблюдаю.

Почему киевское войско стреляет по жилым домам, даже если там кто-то установил пулеметные гнезда?

– Может, дело не в ненависти, а в том, что россиянам тяжело психологически принять, что украинцы, несмотря на всю схожесть, все равно другие?

– Безусловно, немного разный менталитет продиктован историческими, географическими и природными условиями. Но нельзя забывать, что на земном шаре мы все братья и сестры, несмотря на разность культур, традиций, цвета кожи. Нас всех создало одно – высшее – существо. Можно сосредоточиться на различиях, а можно – на схожестях.

Например, россияне и украинцы говорят почти на одном языке, мы понимаем друг друга без переводчика. У нас один Бог, одна религия, мы – православные, верим в Иисуса Христа. Почему же не сосредоточиться на этом, вместо того чтобы искать разницу между российской и украинской церковью. Поверьте, эта разница не существенна и скоро будет забыта.

Я, например, не вижу отличий между российским и украинским крестьянином. Есть какие-то местные особенности в быте, одежде, но Киев – мать городов русских. В конце концов, тот же Ярославль основал великий князь киевский Ярослав Мудрый. Мы абсолютно взаимосвязаны, именно потому не может быть между нашими народами глубочайшей пропасти.

– Но эта пропасть уже есть, неужели вы действительно ее не ощущаете?

– А как быть с тем, что русский и украинец плечом к плечу сражались в Великую Отечественную, брали Рейхстаг, обороняли Киев? Мой отец в годы войны форсировал Днепр вместе с двумя своими друзьями-украинцами.

Конечно, я ощущаю вражду, возникшую между нашими странами. Но она вызвана не письмом деятелей культуры, и даже не заявлениями экстремистски настроенных товарищей, а исключительно оголтелой пропагандой как с одной, так и с другой стороны. К сожалению, пропаганда сильно воздействует на людей, мало интересующихся политикой.

Повторяю: никакой вражды и ненависти к украинскому народу среди своих друзей и знакомых я не вижу. Даже если по российскому телевидению идут крики и вопли, мне кажется, они в какой-то степени вызваны заботой о будущем Украины. Если есть забота, значит, есть и любовь.

– Олег Валерианович, при всем уважении, если россияне по-прежнему любят украинцев, почему почти год идет настоящая война с тысячами погибших, раненых, вынужденных переселенцев?

– Сам не понимаю, честно признаюсь. Не понимаю, почему на Восточной Украине гибнут штатские люди? Почему киевское войско стреляет по жилым домам, даже если там кто-то установил пулеметные гнезда? Не понимаю, почему все время нарушаются Минские договоренности. Кто конкретно их нарушает? Почему международное сообщество не может раз и навсегда пресечь эти нарушения? Я так же, как и вы, очень многого не понимаю.