Гриценко: Падение цен на энергоносители повлияет на Россию, но лично Путин угрозы своему благосостоянию не почувствует
Содержать оккупированные территории будет Украина, а управлять – Путин и террористы
– Cейчас сложилась патовая ситуация: дорожная карта по урегулированию конфликта на Донбассе в виде Минских соглашений существует, а война на востоке все равно продолжается. Почему не работают эти договоренности?
– Для начала нужно дать оценку самим Минским соглашениям. Я убежден, что их необходимо денонсировать как можно быстрее, так как они противоречат суверенитету и национальным интересам Украины. Тем более из-за постоянных их нарушений со стороны России и боевиков нам сейчас предоставляется такая возможность.
– Чем конкретно несут угрозу Минские соглашения?
– Во-первых, там нет ни одного упоминания о принадлежности Крыма, чем по факту признается его переход под полный контроль России. А Украина даже не ставит себе целью бороться за его возвращение. Второе: наша страна теряет контроль над захваченными террористами территориями Луганской и Донецкой областей, так как там не будут действовать законы Украины. Например, предполагается создание на оккупированных территориях собственной милиции, а ведь она будет состоять сплошь из самих же боевиков. Помимо этого, после проведения выборов там, в отличие от других украинских регионов, будет запрещен роспуск органов местного самоуправления. Даже если они будут заниматься коррупцией, нарушать законы и разворовывать коммунальное имущество. Чем, к слову сказать, сейчас активно и занимаются вожаки террористов. При этом судьи и прокуроры будут назначаться только по согласию боевиков.
Кроме этого, Минские соглашения предусматривают, что финансирование этих территорий будет происходить из бюджета Украины, причем, внимание(!) – по защищенным статьям бюджета, которые ни при каких условиях нельзя сокращать. То есть по факту получится, что содержать оккупированные территории будет Украина, а управлять – Путин и террористы. Следующая, я бы сказал, стратегическая угроза Минских соглашений заключается в том, что Украина по требованию террористов должна изменить свою Конституцию. То есть они будут диктовать нам то, какой должна быть наша страна на десятилетия вперед. Но самое главное – Минские соглашения закрывают стратегический путь Украины в Евросоюз и НАТО.
– Каким образом?
– 12 февраля в Минске была озвучена так называемая неподписная декларация Меркель, Оланда, Порошенко и Путина, которая фактически позволяет России блокировать вступление Украины в Евросоюз. В ней черным по белому написано "о выработке практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России по поводу создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС". Что это значит на практике? А то, что мы можем забыть о реализации экономической части Соглашения об ассоциации, которое и так, по требованию России, было отложено до 1 января 2016 года.
Таким образом, Путин разрешит Украине совершенствовать свое избирательное законодательство, права человека, но экономическую точку невозврата к Таможенному и Евразийскому союзу пройти не даст. То есть по всем показателям Минские соглашения – это победа Кремля и поражение Украины. Путин, аннексировав Крым и оккупировав часть Донбасса, расчленил нашу страну на три части. Но в Минске он даже не был признан агрессором. Поэтому нам категорически нельзя принимать Минские соглашения даже при условии их выполнения Россией. Лично я нашел в них только два приемлемых пункта: прекращение огня и обмен пленными, которые также полностью не выполняются.
Нужно вернуться к "женевскому" формату переговоров с участием ЕС и США, а не только Германии и Франции, у которых имеются "особые" отношения с Россией
– Хорошо, денонсируем Минские соглашения, а как тогда урегулировать конфликт на востоке?
– Нужно вернуться к "женевскому" формату переговоров, который предполагает участие в этом процессе всего Евросоюза и США. Ведь сейчас в "минском" формате участвуют только Германия и Франция, которые, деликатно говоря, имеют "особые" отношения с Россией. Плюс вожаки террористов. А где там, собственно, Украина? То есть этот формат не должен определять будущее нашей страны!
– Как можно вернуться к "женевскому" формату, если против него категорически выступает Путин?
– Путин может хотеть что угодно, но Запад должен признать, что он агрессор, и исходя из этого строить свою политику в отношении кремлевского режима. Весь цивилизованный мир наконец должен осознать, что хозяин Кремля совершил абсолютно неприемлемые в третьем тысячелетии вещи, когда при помощи силы оружия и убийств начал перекраивать границы. Поэтому не Путин должен определять формат завершения им же созданного конфликта в Украине. Против него, как в свое время против Гитлера и Муссолини, должен выступить весь цивилизованный мир – создать антипутинскую коалицию и остановить агрессию. Тем более он продолжает и дальше угрожать странам Балтии, Польше, Финляндии, посылает свои самолеты в Шотландию, страны Европы. А тот, кто думает, что его конечной целью является только Украина, глубоко ошибается. Его задача-максимум – добиться, чтобы Россия имела право вето на все ключевые решения, которые принимаются в Европе и мире. Поэтому все должны понять и осознать, что Путин – это зло, которое нужно остановить.
Гриценко: Ангелу Меркель, даже на личностном уровне, все больше раздражает постоянная, откровенная и циничная ложь Владимира Путина. Фото: informresist.com
– Вы упомянули о роли Германии в переговорном процессе. Чем, по-вашему, можно пояснить такую терпимость Меркель к Путину? На словах она резка, а в результате дальше "озабоченности" дело не идет. Например, Меркель убедила Обаму не предоставлять летальное оружие Украине.
– Как я уже говорил, Германия и Франция исторически тяготеют к более глубоким связям с Россией. А в последние десятилетия к этому добавилась еще и экономическая заинтересованность российским капиталом. Посмотрите, где сейчас предшественники Меркель. Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер находится на содержании Путина. Он возглавляет наблюдательный совет концерна Nord Stream ("Северный поток"), где "Газпрому" принадлежит 51% акций, и который осуществляет поставки российского газа в Европу. А к тому же нужно четко понимать, что экономические санкции наносят ущерб не только России, но и самой Германии, и другим европейским странам.
Барак Обама должен понять, что увещеваниями и уставом ООН российского агрессора не остановить
Но с другой стороны, сейчас уже видно, что отношение Меркель к Путину меняется, причем не в лучшую сторону. Если раньше они были партнерскими, теперь можно увидеть личностное неприятие Меркель российского президента. В Европе, да еще на таком уровне, не принято так нагло врать в лицо, как это делает Путин. Например, он говорит, что российских военных в Украине нет, а весь мир знает, что есть. Или утверждает, что Россия не является стороной конфликта. Именно это больше всего раздражает Ангелу Меркель и европейских политиков. Такая постоянная, наглая и циничная ложь приводит к тому, что сам Путин в глазах Запада становится "недоговороспособным" и неадекватным политиком. Вот почему мировые лидеры устроили Путину демарш на саммите "Большой двадцатки" в Австралии в ноябре прошлого года.
– Если Меркель, как вы говорите, начала прозревать в отношении лжи Путина, почему убедила президента США Барака Обаму не предоставлять оружие Украине?
– Я думаю, до конца она его все же не убедила. Окончательного решения по этому вопросу нет. И это проблема скорее самого Обамы, который, позиционируя себя как приверженца мира, не хочет понять, что увещеваниями и уставом ООН агрессора не остановить. А ведь он должен чувствовать особую ответственность за то, что происходит в Украине, так как именно США, согласно Будапештскому меморандуму 1994 года, являются страной – гарантом территориальной целостности нашей страны. Видимо, Обама побаивается осложнения ситуации, и кто-то из администрации или Госдепа накручивает его, что может начаться третья мировая война. Тем не менее, окончательного слова Обама еще не сказал, тем более, что предоставление Украине оружия поддержали Конгресс и Сенат США. В том числе и представители Демократической партии, к которой принадлежит и сам Обама. И я думаю, что количество все-таки перерастет в качество.
Если бы на Западе увидели, что украинское руководство делает все, чтобы остановить агрессию, оружие мы получили бы уже давно
– И когда мы реально можем получить эту помощь?
– В этом вопросе от Украины сейчас мало что зависит. Хотя с другой стороны, помогают только тем, кто сам защищается. Если бы на Западе увидели, что украинское руководство делает все, чтобы остановить агрессию, выделяет ресурсы, назначает ответственных людей и быстро исправляет ошибки, оружие мы получили бы уже давно. То же касается и экономических санкций в отношении России. Запад уже устал от них, а Украина, требуя новых, сама их не вводит.
Война идет уже год. Сначала говорили, что нет закона о санкциях. Парламент его принял еще в августе прошлого года, а правительство внесло свои предложения на рассмотрение СНБО. С большой задержкой Петр Порошенко в январе 2015 созвал Совбез, который также поддержал введение санкций в отношении России. Сегодня уже апрель, но это решение до сих пор так и не подписано президентом. Так что пассивность Запада в украинском вопросе вполне объяснима. Как мы можем требовать от них санкций, а значит, и экономических потерь, когда сама Украина ничего не делает в этом направлении?
Гриценко: Россия имеет необходимый потенциал для того, чтобы развернуть широкое наступление и пробить коридор к Крыму. Фото: antikor.com.ua
– Каким вы видите дальнейшее развитие событий на Донбассе? Например, экс-главком сил НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк заявил о возможном наступлении российских войск до 9 мая. А СНБО, штаб АТО и волонтеры сообщают о большой концентрации российской живой силы и техники у границ с Украиной и на Донбассе.
– Ответ на этот вопрос состоит из двух составляющих: возможностей российской военной машины и логике поступков самого Владимира Путина. Да, Россия имеет необходимый потенциал для того, чтобы развернуть широкое наступление и пробить через Запорожскую и Херсонскую области коридор к Крыму. Тем более, все перемирия Путин использовал для наращивания военной мощи на границе с Украиной и на Донбассе. Каждый день мы получаем сообщения, что зашли танки, новые комплексы ПВО, установки залпового огня и прочее. То есть он времени зря не теряет.
Есть ли вариант такого наступления в планах Путина? Да, такой план у него на столе лежит. А вот примет ли он по нему решение и когда – тут я не могу ответить. Поскольку это зависит от настроения Путина и многих факторов, которые просто не поддаются прогнозированию. По крайней мере мировое сообщество своими санкциями, снижением цен на нефть и газ еще не убедило Путина в серьезности своих намерений. Он думает, что еще прочно стоит на ногах, и серьезной угрозы для себя не ощущает. Так что такое наступление в ближайшее время вполне возможно.
– А тот факт, что прибыль его главного актива – "Газпрома" – в этом году упала на 70%, может как-то повлиять на уверенность Путина в своих силах?
– Падение цен на энергоносители в среднесрочной перспективе, конечно, повлияет на Россию. Многие проснутся. Но лично Путин угрозы своему благосостоянию не почувствует. Западные журналисты в прошлом году выяснили, что он является самым богатым человеком на планете с состоянием в 180–200 миллиардов долларов. То есть ему и его потомкам хватит на десяток поколений. А то, что народ нищает, российскую власть вообще никогда особо не волновало.
У нас есть военные резервы для того, чтобы сорвать возможное наступление Путина
– Украина готова к возможной полномасштабной агрессии? История с Иловайском не повторится?
– Я не могу в открытом режиме говорить все то, что знаю. Скажу лишь, что у нас есть резервы для того, чтобы сорвать возможное наступление Путина. Наша "оборонка" стала работать лучше, хотя еще не вышла на свою эффективность даже в 50%. Но при этом нужно, чтобы армией и силовыми структурами управляли компетентные и ответственные люди. Например, совершенно ясно, что начальника Генштаба Виктора Муженко нужно было давно заменить на более эффективного военачальника, который в будущем не допустит ни Иловайска, ни Дебальцево.
Далее: нам нужна более эффективная работа оборонной промышленности – не пиар, а ежедневное обеспечение войск всем необходимым вооружением и средствами. И этим должен заниматься Кабмин во главе с Арсением Яценюком. Ведь сейчас армия по многим вопросам держится только на волонтерах и деньгах простых украинцев. Как солдат 24 часа в сутки работает на сдерживание агрессора, точно так должны работать правительство, предприятия "оборонки", губернаторы. Тогда Путин поймет всю нашу серьезность его остановить. А не только хвастаться тем, что мы, дескать, дадим ему по зубам. Сколько раз он уже нарушал договоренности, а по зубам так и не получил.
– Украинская армия с количеством в 250 тысяч человек занимает 21 место в мировом рейтинге. Какие у нас шансы отразить полномасштабную агрессию боле чем миллионной российской армии?
– Это некорректная постановка вопроса. Российская армия охраняет огромную территорию, и если кто-то считает, что ее будут перебрасывать с Курил, Камчатки, Сибири на границу с Украиной, то это не так. А что касается шансов отразить агрессию, могу посоветовать вспомнить историю. Небольшой Афганистан, в котором практически не было регулярной армии, смог достичь победы над СССР. Не в смысле победного парада в Москве, а в том, что заставил его уйти из своей страны. А ведь советская армия тогда насчитывала больше трех миллионов человек, а СССР был ядерным государством. Или другой пример: в 70-х годах прошлого столетия вьетнамцы также заставили американцев уйти со своей земли.
Действия власти подрывают доверие и мотивацию украинцев защищать такое государство
– Джордж Сорос в своей статье для журнала Project-syndicate написал, что одним из наихудших сценариев украинского кризиса может стать постепенное угасание сопротивления российской агрессии. В умах украинцев. Вы с этим согласны?
– Не нужно быть Соросом, чтобы не понимать реальность такой угрозы. Надо быть честными перед самим собой и признать, что тот небывалый, огромный патриотизм, который был в конце февраля 2014 года, сейчас угасает. И если на начальном этапе российской агрессии в военкоматы стояли огромные очереди добровольцев, то сейчас их уже нет. И вина в этом лежит не на народе, а на руководстве страны, армии, на власти. Майдан снес бандитскую власть и привел к ней новых людей, дав им мандат на руководство страной. Но когда народ увидел, что прошел год, а вместо реформ только одно "бла-бла", обвал гривны и продолжающаяся коррупция, это, естественно подорвало его доверие и мотивацию защищать такое государство.