PinchukArtCentre сообразил на троих
Музей современного искусства имени своего владельца распахнул свои двери настежь посетителям, и оттуда повеяло "Страхом и Надеждой".
Сервиз с ментовским беспределом, ускользающая сквозь прицел гранатомета красота и обожженная Украина – это артефакты с выставки под названием "Страх и Надежда". Их создали три лучших украинских художника по версии самого заведения, организовавшего эту экспозицию. Никита Кадан, Артем Волокитин, и Жанна Кадырова в разное время стали счастливыми обладателями премии PinchukArtCentre, вручаемой с 2009 года.
Кусочек обожженной Украины от Жанны Кадыровой
Создать емкое и в то же время простое художественное высказывание – непростая задача, и Жанна Кадырова справилась с ней просто отлично. Инсталляция из обгоревшей стены в форме карты Украины, от которой откололся кусок крымской кладки, навеяна копотью сгоревшего Дома профсоюзов в Киеве. С обратной стороны этой стены – уцелевшие при пожаре старорежимные обои цвета экзистенциальной советской тоски, символизирующие собой до сих пор омрачающие нашу жизнь атавизмы социализма. Ясно, что если эти атавизмы – единственное, что скрепляет конструкцию, тогда она становится очень непрочной и уязвимой к внешним воздействиям.
В накалившейся международной обстановке одной из самых жарких тем арт-сообщества является бойкот предстоящей "Манифесты" в Санкт-Петербурге, который Жанна Кадырова прокомментировала так: "В России существует много художников, которые абсолютно не поддерживают политику Путина и никогда ее в жизни не поддерживали, и сейчас благодаря всей этой фигне они оказываются в полной изоляции. Это полный п...ц, извините за выражение. Бойкотировать ли "Манифесту"? Я избавлена от этой моральной дилеммы, потому что меня туда не приглашали. С одной стороны, это государственное мероприятие, а с другой – куча моих друзей из Питера стонут, что их культурная жизнь и так на нуле. И тут еще срывается такой проект, который мог бы помочь местной арт-среде увидеть хоть что-то новое, вовлечься в глобальный контекст. Я за объединение художников. Но пропаганда работает против этого".
Вовлечение в глобальный контекст позволяет пережить еще одна инсталляция Кадыровой "Толпа" – левитирующие коллажи из лиц из ежедневных газет чуть ли не всех стран мира. На фоне калейдоскопа лиц всех рас из газет планеты выделяется зияющей пустотой "Вечерний Донецк".
Полицейский беспредел от Никиты Кадана
Старая недобрая тема полицейского насилия подробно раскрыта в части экспозиции, оккупированной Никитой Каданом. Созданный им в 2009-м сервиз из тарелок с изображениями различных видов полицейских пыток, применяемых в участках, может занять почетное место в серванте любого министра МВД, поскольку нечто подобное практиковалось в тиши процедурных комнат дознания при властях всех расцветок – как оранжевых, так и голубых.
Логическим продолжением посудной серии являются изображенные на бумаге всплесками акварельных красок всплески полицейского насилия, захлестнувшего улицы во время протестов в Украине. Белизна бумаги воспринимается не иначе, как клубы слезоточивого газа, застилающего не прорисованные части фигур в батальных сценах. Образы силовиков практически расчеловечены, они демонстрируют собой государственное насилие как враждебную среду: искаженное болью человеческое лицо буквально тонет в море шлемов, милицейских бушлатов и хватающих рук. Право силы, попирающее гражданские права, представляет правоохранителей в качестве охранителей прав собственности отдельных политических субъектов, которые переквалифицировались из ворюг в кровопийц, когда дело дошло до защиты неправедно нажитого от праведного народного гнева.
В целом фигуративные творения художника оставляют не меньшее поле для интерпретаций, чем его концептуально-абстрактные работы. Наряду с остросоциальной тематикой Никите Кадану не чужда экзистенциальная проблематика – доказательством чему служит арт-объект в виде громадного стеклянного куба, доверху наполненного пеплом, напоминающем о бренности бытия. Щепоть углерода – вот все, что остается в итоге от всех наших устремлений.
Необратимая красота Артема Волокитина
Об этом напоминают и объединенные картины Артема Волокитина, "Необратимая красота", на которых автор остановил прекрасное мгновенье детонации мощных взрывных зарядов. Это необратимая красота в глазах смотрящего на мир через прицел гранатомета.
Сопутствующий подобному созерцанию ущерб можно оценить при взгляде на сестер-плакальщиц с ранней видеоработы Волокитина "Сестры". Горе всегда ходит рука об руку с необратимой красотой, зачастую вызывающей далеко идущие необратимые последствия. Их часто не в состоянии просчитать сами зачинатели насилия как инструмента преодоления непреодолимых разногласий.
Причем зачастую непреодолимость этих самых разногласия является не более чем следствием смысловой завесы в масс-медиа, мешающей сторонам конфликта увидеть блистающую истину фактов, которая всегда губительна для взаимной слепой ненависти.
TV Studio Алевтины Кахидзе
В наше время наряду с гранатометами одним из важнейших механизмов сопровождения войны являются враждебные действия в информационном поле. Этому посвящен отдельный проект TV Studio Алевтины Кахидзе, представленный в экспозиции параллельно с творениями троицы лучших художников PinchukArtCentre.
С помощью камеры, трансформирующей картинку со стены в реальный пейзаж по телевизору, Алевтина доходчиво иллюстрирует нереальность даже самой реалистичной картинки по ТВ. Идея хотя и не новая, но весьма актуальная в свете информационной войны, развернутой в последнее время против Украины в российском медиа-сегменте.
Выставка продлится до символичной даты 22 июня 2014 года.