Шендерович: У Путина фигово с чувством юмора. Его хамство – это замена самоиронии, с которой у него явные проблемы
На днях российский писатель Виктор Шендерович узнал о том, что московская типография отказалась печатать его книгу "Блокада мозга. 2014". Не согласились выложить ее на свои прилавки и книжные магазины Москвы. Писатель и раньше ощущал на себе "внимание" путинской власти, которая не раз придумывала поводы для отмены его концертов, но препятствия для издания книги появились впервые.
Виктор Шендерович уверен: в феврале, невзирая ни на что, читатели смогут прочесть его "Блокаду мозга", которая представляет собой сборник публицистических текстов, написанных по горячим следам исторических событий 2014-го. Но год еще не кончился, поэтому и финальная точка в книге не поставлена: последние тексты будут дописаны в конце декабря.
"Публицистические тексты я пишу больше четверти века, иногда даже собирал их в книги, – больше для коллекции. Но никогда еще до этого, 2014 года, не было у меня ощущения, что я в режиме on-line описываю катастрофу – пошагово, день за днем. Никогда я не чувствовал себя хроникером конца", – написал Шендерович на своей странице в Facebook, представляя книгу.
Называя ее "диагностической", Шендерович считает, что книга будет полезна как россиянам, так и украинцам – в качестве хронологического свидетельства событий, которые можно было предотвратить.
Для того чтобы "Блокада мозга" была издана как можно скорее, на сайте planeta.ru объявлен народный сбор средств на издание книги. Каждому, кто успеет внести свою лепту, гарантирован личный экземпляр.
Вернувшись на днях из Израиля, где его концерты проходили в разных городах, Виктор Шендерович уже собирается в Киев, о чем поделился с читателями своего Facebook.
Своими решениями по Крыму, по Украине Путин вогнал страну в пике, резко ускорив наш российский исторический процесс
– Виктор Анатольевич, то, что типография отказалась печатать вашу книгу "Блокада мозга", расцениваете как комплимент ей?
– Да, это такой дежурный комплимент. Подобные комплименты я начал получать с 2000 года, как только Путин пришел к власти. В тот же год впервые был отменен мой концерт в Апатитах Мурманской области – тогда там внезапно прорвало трубу. С тех пор я начал нести с собой проблемы по линии ЖКХ в разных российских городах: всюду, где я должен был выступать, чудесным образом прорывались трубы или начинались капремонты. В Астрахани, в 2005-м, свет погас, когда я стоял уже на сцене, его просто вырубили.
В начале путинских времен меня выгнали с телевидения, но по какой-то негласной тамошней договоренности ареал обитания мне был оставлен: книги я мог все-таки издавать спокойно, никаких препятствий к этому не было. Да, не давали концертировать, не разрешали вешать афиши в Москве, в Санкт-Петербурге. Но раньше они придумывали какие-то поводы, а сейчас "шагреневая кожа" съеживается все больше.
7 ноября у меня должен был быть концерт в Московском доме музыки, спектакль с джазовым квинтетом Игоря Бриля. Но он не состоялся. На вопрос о причинах директор Дома музыки сказал, что спектакль отменен, и его больше никогда не будет. Они перестали притворяться и выдумывать после того, как я озвучил свою позицию в отношении Украины. Да и вообще – в связи с изменением пейзажа в государстве. Зато наступила некоторая ясность, хоть и страшноватая, конечно.
– Чем же так опасна ваша книга, которая даже еще не дописана?
– Это будет очень небольшая книга публицистики за 2014 год, опубликованной на сайтах "Ежедневного журнала", The New Times, радио "Свобода", издания "ГОРДОН". Я время от времени и раньше издавал книгами свои публицистические тексты, но делалось это больше для истории, что называется. Это были своего рода подшивки с целью сохранить какой-то исторический материал.
В этот раз я решил ограничиться 2014 годом – с января по декабрь. Мне показалось, что это очень важный год, когда Россия, к сожалению, четко определила свою ближайшую судьбу. В этот переломный год сломался путинский застой, который мог длиться еще сколько угодно. Такого застоя больше не будет – наступила очень жесткая реакция. Своими решениями по Крыму, по Украине Путин вогнал страну в пике, резко ускорив наш российский исторический процесс. Поэтому мне хотелось немедленно собрать эти тексты в "диагностическую" книжку.
– Если это диагностика, то и прочесть ее читателю полезно как можно скорее – чтобы понимать, как с болезнью бороться.
– Надеюсь, книга появится уже в феврале. У нее есть важная особенность – катастрофа, которой ознаменован 2014 год, описывается в хронологическом порядке. Она разворачивалась на наших глазах, день за днем. Как говорил Бомарше, "время – честный человек". Многие тексты писались мной по горячим следам, что называется, с колес. Поэтому интересно будет проследить динамику: как разворачивались события, о чем ты думал в каждый из этих дней, что говорил, чего опасался, не заглядывая в поисках ответов в конец "задачника", так сказать, что делают многие историки и политики: а я, мол, предупреждал. Надеюсь, такого рода книга полезна в том числе и для них.
– Одна типография уже отказалась ее печатать, а если откажутся и другие?
– Типография в стране не одна. Так что где напечатать книгу, мы найдем. Правда, пока книготорговые базы не взяли ее на распространение, и магазины не выказывают энтузиазма, но и это не проблема – есть магазины поменьше, есть интернет. Есть такая страна – Украина. Думаю, в ней есть, найдутся русскоязычные, русскочитающие люди, которым эта книга может быть интересна. Тем более, что большинство текстов касается, к сожалению, и Украины тоже.
В центральном книжном магазине в Москве на самом видном месте на лотке под табличкой "лидеры продаж" лежат книги имперского, ксенофобского содержания
– Значит, такого удовольствия, как читать Шендеровича, книжные магазины россиян хотят лишить. А что предлагают взамен?
– На прилавках много чего лежит. Россия – страна большая, и в ней миллионы читателей хороших книг. Недавно в Москве проходила совершенно замечательная книжная ярмарка Нон Фикшн. Меня там не было, но я читал отчеты в соцсетях. Это огромный город посреди Москвы, наполненный читателями и замечательными книгами.
Другое дело, что книжный рынок наполняется также невероятно опасной дребеденью. "Сосредоточение России. Битва за русский мир" или "Оборона Донбасса. Игорь Стрелков – ужас бандеровской хунты" – книги имперского, ксенофобского содержания лежат на самом видном месте, на лотке под табличкой "лидеры продаж". Никакие они не лидеры, хоть и выпущены тиражом в две тысячи экземпляров – большая часть этих экземпляров тут же, на раскладах, и лежит. Но важно, как государство это позиционирует.
– Судя по всему, российскому государству не жаль больших денег и на гранты для самых разных общественных организаций. Региональный общественный фонд по содействию, исследованию и разработке общественной жизни граждан "Современное общество", к примеру, получил 4 миллиона рублей на проект "Ешь российское", а Санкт-Петербургское городское казачье общество "Императорский Конвой" на проект "Доблесть" получило еще больше – 5 миллионов.
– В нищающей стране, где нет денег даже на медицину, сотни миллионов рублей выбрасываются на звонкую псевдопатриотическую дребедень. Это очень печально.
– Заместитель министра иностранных дел России по фамилии Небензя недавно заявил, что западные лидеры, в сравнении с Путиным, – просто "бесцветные менеджеры". "Не случайно, сказал, наш президент в лидерах общемировых рейтингов". А ведь и вправду – в лидерах. Уже второй год подряд, по версии Forbеs, Путин оказывается самым влиятельным человеком в мире. Или Forbеs запутался, или мы чего-то не понимаем…
– Если бы это сказала какая-нибудь условная тетя Маня, можно было бы только посочувствовать. Но когда такое говорят официальные люди, высокопоставленные, – это свидетельство размеров исторической катастрофы. У меня когда-то была такая фраза: революции называются великими в зависимости от количества пострадавших…
Если Ким Чен Иру дать ядерное оружие или, к примеру, иранскому совету аятолл, то и они станут самыми влиятельными на Земле.
Как самым влиятельным в вагоне метро будет пьяный бандит с ножом – гораздо влиятельнее ученого, экономиста, юриста. Потому что он с ножом, и ему терять нечего. Поэтому и маньяк с ядерным оружием в руках, который может уничтожить человечество, естественно, является влиятельным.
Но должен заметить, что в заявлении господина министра есть доля правды. Желая обидеть западных лидеров, он назвал их "менеджерами". Но дело в том, что на Западе представители власти – это именно менеджеры, которых нанимают, а через какое-то время убирают. А если плохо работают, то убирают досрочно.
В ситуации с Путиным на Западе, по ту сторону доски, так сказать, должен оказаться хороший кризисный управляющий, какими были Рейган и Маргарет Тетчер. Но сейчас политиков такого ранга на Западе, видимо, нет
Даже в бизнесе есть такая специализация как кризисный управляющий. Так вот, для обычного руководства такой уровень менеджмента, который есть сегодня на Западе, вполне пригоден. Но в кризисные времена нужен кризисный управляющий, который умеет принимать жесткие, непопулярные, но эффективные решения. Сегодня, в ситуации с Путиным, на Западе, по ту сторону доски, так сказать, нужен хороший кризисный управляющий, какими были Рейган и Маргарет Тетчер. Но политиков такого ранга на Западе, видимо, нет. И это очень серьезная проблема. Помните, у Высоцкого: "Как школьнику драться с отборной шпаной?"
Тихие менеджеры, в обычные времена вполне сгодившиеся для управления Люксембургом, скажем, или даже Германией, столкнувшись с вооруженным бандитом, которому нечего терять, совершенно не понимают, что делать. Они явно к этому не готовы. Но Запад медленно запрягает, зато очень быстро потом едет. Демократическая система довольно сложна в управлении, она медленно разворачивается, но когда разворачивается, то мало не покажется. Когда там появится хороший кризисный управляющий, наш министр иностранных дел, как и его шеф, сильно пожалеют об этом.
– Как у Путина с чувством юмора, по-вашему?
– Да фигово у него с чувством юмора. Оно такое: блатное, казарменное… Хотя если за чувство юмора принять требование к Дерипаске вернуть ручку, чтобы не своровал, тогда с этим все нормально. Он умеет хамить, и делает это очень ловко. Но хамство – это замена самоиронии, с которой у него явные проблемы. Как только на пресс-конференции он сталкивается с жестким вопросом, немедленно переходит на хамство. По всей видимости, он, конечно же, человек закомплексованный, и это были бы его личные проблемы, если бы он не был главой ядерной державы.
– А как с чувством юмора у его подданных – россиян?
– Один из самых больших грехов – грех обобщения. Россияне очень разные. Но если все же говорить о числительных, о том, что сегодня доминирует, то это, конечно, такое мрачно-торжественное отношение к своей роли в истории, к себе, к своей стране, что можно считать признаком нездоровья. Нации, крепко стоящие на ногах, отличаются большой самоиронией, скепсисом по отношению к себе.
Очень часто меня и моих товарищей обвиняли в том, что мы, говоря о России, употребляли словосочетание "эта страна". Но это английская калька, очень корректная. Потому что когда ты говоришь слово "Родина", ты начинаешь задыхаться от волнения. Тебе как будто застилают глаза какие-то личные, интимные чувства, и ты перестаешь видеть и слышать, воспринимать реалии.
Отношение к Родине как к "этой стране" позволяет видеть ее недостатки, трезво оценивать себя. Но с этим в России, мне кажется, большие проблемы. Мы очень агрессивны и уж очень торжественно к себе относимся. А пропаганда подогревает ощущение нашей избранности.
– В аэропорту Борисполь на крыле самолета, вылетавшего в Россию, кто-то написал послание Путину в виде слогана из известной кричалки украинских болельщиков. Что можно было бы добавить к этому еще?
– Не думаю, что стоит переписываться на крыльях самолетов и множить агрессию. Не стоит никого оскорблять – даже Путина.
– Вы назвали свою книгу "Блокада мозга". Как считаете, это процесс обратимый? Как разблокировать мозги россиян?
– Ну, это же не выключатель, который можно повернуть в другую сторону. Для начала надо перестать инфицировать мозги "Первым каналом" и каналом "Россия". Ежедневная ложь, немыслимая пошлость, ксенофобия не проходят бесследно. Как говорил герой Шварца, это "дело кропотливое, хуже вышивания". Медленное дело очень. Мы еще даже не начинали этот путь.
– В Украине создается Министерство по делам информационной политики с целью защиты от российской пропаганды. С одной стороны, вроде бы давно пора – Украина явно проигрывает России в информационной войне. С другой – не скатиться бы в "соловьевщину" с "киселевщиной"…
– Мне кажется, Украина может столкнуться с такой опасностью. Самое трудное – это как раз сдержаться и не ответить столь же бесстыжей пропагандой, какой является пропаганда российская. Украина может ответить лишь правдой, объективной информацией, критичной в отношении себя. Иначе российские пропагандисты только получат козыри для себя.